nihga (nihga) wrote,
nihga
nihga

Categories:

Человек и машина или "Приключения Электроника" - второй глубинный пласт



Решив показать своим детям советские телефильмы ввиду того, что российское детское кино как правило просто смотреть нельзя, пересмотрел с ними "Приключения Электроника" 1979 года. И вдруг за отличными песнями и тогдашней, увы уже далекой и кажущейся потускневшей сказкой жизнью, плюс каким-то развитием вопроса о конфликте между машиной и человеком, я увидел, что в этом вроде бы милом детском фильме явственно проглядывают все пороки тогдашнего позднесоветского общества, которые живут и здравствуют и по сей день. Ниже я это объясню.

Сначала я оговариваюсь, что понимаю, что фильм - не чистая научная фантастика, а скорее - смесь последней с модерновой сказкой, снятая для тогдашних советских школьников (и только по мотивам книги Велтистова). А потому он имеет право на какие-то недосказанности и серьёзные условности. Сказка - ложь, в ней главное - намёк, тот самый который добрым молодцам урок, однако за главным вопросом, который хоть как-то решается, видна масса очень своеобразных и двусмысленных мотиваций поступков главных персонажей фильма.

В первую очередье, меня поразило то, что профессор Громов создал своего Электроника только для собственного развлечения и обслуги в быту. Робот должен стирать, гладить, убирать для профессора, чинить технику, открывать запертые замки, проигрывать ему его любимую музыку, рисовать ему картины, уметь вести интеллектуальную и занимательную беседу, а главное - играть в шахматы с гением советской науки. В общем профессор создал себе (причем - тайно) бесплатную домработницу и обслуживающего его дом специалиста службы быта широкого профиля, псевдоживой антропоморфный музыкальный сэмплер и МП-3 плеер (что-то а-ля I-Babe из "Муви- 43", только без пошлости - слава Богу кино советское ещё) с встроенным диктофоном, многоцветный принтер и шахматный компьютер. Причем цель создания вочеловеченой машины у профессора никогда и не стояла, как он говорит своей ассистентке: "Что же я по-вашему, должен был в шахматы с каким-то ящиком играть?". Получается, что Электроник таким у него вышел сам собой, потому что профессор, как говорит ассистентка профессора, слишком много в него (Электроника) вложил, избаловав машину. Именно потому Громов в милицию обратиться не может, даже когда робота крадут западные бандиты.

Далее, побег робота его создателя ничуть не напрягает. Так он может поставить эксперимент выживания робота на живых людях и обществе. Поэтому всякий раз когда ассистентка раз за разом Электроника не находит, профессор откровенно рад. Это показывает что его случайно получившийся эксперимент идёт удачно, хотя профессор всячески отрицает, что он экспериментирует и "только беспокоится за Элека". Такого рода безответственность заигравшихся ученых (как тут не вспомнить Высоцкого с его: "Товарищи ученые, доценты с кандидатами, замучались вы с иксами, запутались в нулях!"), кстати, в советском научно-фантастическом фильме показана на самом деле не в первый раз, ещё в "Его звали Роберт" 1967 года, руководитель лаборатории безжалостно испытывает свое изобретение робота-Роберта на подружке своего заместителя, играясь чувствами девушки почем зря. И не испытывая особых угрызений совести - ведь он делает это ради Науки!

Профессор же Громов идет ещё дальше. В конце второй серии, когда его приглашают на собрание родителей класса где Электроник заменял собою Сыроежкина, он говорит что такой робот - это его невозможная мечта... Понимаете? Мечта Громова, как он сам и Элек Сыроежкину об этом рассказывают - обслуживающий и развлекающий его человекоподобный робот, желательно чтобы даже с эмоциями.

Далее, не говоря уже о чисто потребительском отношении Сыроежкина к Электронику, поражает реакция учителей школы где учится Сыроежкин. Все они обнаружив вдруг появившуюся "гениальность" в своих дисциплинах псевдоСыроежкина, напропалую пытаются присвоить себе этот "успех" и как-то им воспользоваться. Никого такая резкая перемена поведения в школе подростка-балбеса не удивляет и не настораживает, кроме учительницы рисования. Более того, ведь это педагоги - и в большинстве своем тут показаны люди возрастные, т.е. с опытом, знающие как воспитывается ребенок и получается путем упорного их и ученика труда высокий педагогический результат. Но то ли потому что все они околдованы возможностями робота, то ли потому что им просто плевать, никто ничего не хочет видеть.

Да что там учителя! Родная мать настолько занята собой, что её эта подмена только радует! Ну ещё бы! Ведь теперь можно не мучиться и не воспитывать своё чадо. Покупать ему любые вещи (недорогие к тому же!) - Электронику важно только выглядеть как человек. Никаких капризов и взбрыков - ровное и уверенное, размеренное прагматичное поведение (а ведь ещё и латынь этот моментально изменившийся к лучшему сын при этом учит!). Более того, мать эту перемену в сыне использует для того, чтобы чисто по-женски отомстить своему мужу - водителю-дальнобойщику, и упрекнуть его за постоянные отсутствия дома: вот, дескать, сын от него и отвык. А когда афера Сыроежкина с подменой себя роботом в школе всплывает, родители злятся на сына, ставшего таким именно вследствие в первую очередь именно ИХ воспитания не за потребительское отношение к жизни и к тому же самому Электронику, а только за обман...

В итоге, всех в том обществе робот созданный для своего плезира ученым "с пониженной социальной ответственностью" (а прямо говоря - безответственным) вполне устраивает. Школьные друзья и подруги Сыроежкина смотрят Электронику в рот и живой Сергей им в общем побоку, учителям - такие ученики лучше и удобнее других, родителям - электронно-программируемый лишенный массы человеческих черт сын просто милее своего чада. И если бы не бунт Сырожкина, кстати возникающий только потому что родители поменяв замки в квартире и гараже невольно лишают сына крова, Элек не успевает принести еду а любимый мопед - ломается, ничто бы и не выплыло...

И кстати, насчет этого бунта - Сыроежкин в итоге фильма вроде бы исправляется, однако его песня "Мы маленькие дети, нам хочется гулять!", это практически гимн молодежи 90-х переставшей шагать в ногу с веком, отринувшей и проклявшей всё чему учили и во что верили их родители и потому от бессмысленности спивающейся, вымирающей и уничтожающей физически друг друга...

Такое вот кино и такие в нем зашиты "уроки жизни", прямо слышу группу "Ноль" сих "Школа жизни - это школа капитанов, там я научился водку пить из стаканов!...". Все болезни о которых писал Шукшин в своём рассказе "Кляуза" ("Что такое снами происходит?") в "Приключениях Электроника" уже есть: равнодушие, потребительство, безответственность, инфантилизм, формализм и т.п., вытекающие из общей бессмысленности жизни и зараженности общества "смертной болезнью". Они не могут не быть в фильме, т.к. без них фильм не выглядел бы современным и потому никому не был бы интересен. Однако самое страшное во всем этом, что фильм на данный момент в связи с ростом НТР - уже устарел и выглядит местами смешно (ну вот тот же рисунок Электроника на уроке рисования - это ведь явно прообраз распечатки на принтере фотографии с каким-либо наложенным графическим эффектом), но вот заложенные в нем главные вопросы, отношений между машиной и человеком при постепенной ненужности последнего, если человечество пойдет путем использования прогресса как своего костыля, только всё актуальнее, а пороки того общества - все глубже и сильнее развиты в обществе современном. И время когда всё это достигнет точки экстремума - не за горами.

Tags: Приключения Электроника, аморальность, воспитание, наука, фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments