?

Log in

No account? Create an account

И вечный бой, покой нам только снится, сквозь кровь и пыль, летит степная кобылица и мнёт ковыль...

Previous Entry Share Next Entry
Является ли творчество Андрея Платонова антисоветским
nihga


Во вторник состоялось очередное заседание литклуба "Аврора" в библиотеке им. Некрасова г. Ижевска проводимого под эгидой организации РВС. На этот раз мы говорили о романе А. Платонова "Чевенгур". Темой моего доклада была "Является ли творчество Андрея Платонова антисоветским" и ниже я его представляю вниманию читателей.

Творчество Андрея Платонова с легкой руки перестроечных позднесоветских «властителей дум» трактуют как однозначно антисоветское. Как вольно или невольно обличающее мифические «зверства» советского режима: мифические же «миллионные расстрелы» репрессированных и вообще мифический ГУЛАГ как аналог гестапо, не менее мифические «ужасы коллективизации» и такой же «геноцид русского народа» большевиками и т.п.. То есть творчество писателя обычно представляется как художественное подтверждение всего того, чем согласно рецептам известного антисоветчика Ричарда Пайпса и А.Солженицина бомбили в конце 80-х годов ХХ века советский народ с целью уничтожения СССР и его истории при пассивной роли советского народа. Более того, иногда книги Платонова представляют даже как некоторое издевательство над советской идеей  строительства Нового человека, в духе булгаковского «Собачьего сердца».

Однако это совершенно не так и я смею утверждать, что такое понимания творчества писателя есть сознательно поверхностное, сознательно же извращённое и крайне примитивное, что на самом деле Платонов в своих произведениях отстаивал идею настоящего, метафизического коммунизма. От которого, по его мнению, современное ему советское руководство отошло, совершив некоторое своеобразное материалистическое грехопадение и это приведёт в итоге к концу Советского Союза из-за остывания вот этой истинной красной метафизики. Творчество Платонова – это гениальное предвидение и предупреждение, которое в своё время не поняли и не приняли, и которое особенно важно понять сегодня, когда идея возрождения СССР как государства более благого, нежели наличествующее, незримо носится в воздухе. Перед тем как перейти к анализу творчества писателя и собственно «Чевенгуру», я обязан указать, что пользуюсь материалами лекции прочитанной нашим товарищем – доцентом кафедры филологии ПГУ кандидатом наук И.Ю. Роготневым на тему творчества Андрея Платонова.

В основе творчества и мировоззрения Платонова лежат идеи русского космизма Николая Фёдорова и понимание их Платоновым как идей истинного метафизического коммунизма. Идеи воскресения всех предков в физическом теле и превращения человечества земного в человечество космическое путём строительства этим новым человечеством рая на земле. Уничтожения отчуждения и эксплуатации человека человеком, прыжок из нынешнего животного состояния необходимости оргии всепожирания, зооциума или «гражданской войны всех против всех» атомизированных индивидуумов при капитализме - всё это как необходимее условие развития (приемлемость зла как необходимый фактор развития в данной общественно-экономической формации), в царство свободы и нового человека, где каждый друг другу станет «друг, товарищ и брат». Человечество сделав этот революционный шаг станет одной большой дружной и творческой семьёй познающей себя, Бога и вселенную, а главным условием развития в таком обществе станет обязательное развитие каждого его члена. Раскрепощение и пробуждение в каждом его скрытых творческих способностей. Нужно отметить, что марксизм в этом смысле оказался удивительно созвучен идеям русского космизма, несмотря на то, что сам Фёдоров Маркса не принимал.

Платонов – это единственный писатель, оставшийся от знаменитого Пролеткульта, а именно Пролеткульт и его основатели Луначарский и Богданов и занимались в 20-е годы самыми революционными экспериментами по построению реального коммунизма, новой науки, нового искусства и вообще Нового человека. Да, иногда это была полнейшая дичь – можно вспомнить, что сам Богданов погиб в результате реального эксперимента по переливанию себе крови, но это при всём том был настоящий поиск Нового, который затем, начавший индустриализацию Сталин, свернул, ничего взамен не предложив и тем самым выхолостив метафизическую революционную идею, что и привело в итоге к самым печальным последствиям:

1) термидорианскому перерождению класса советских номенклатурщиков-управленцев в новый буржуазно-криминальный и безыдейный по своей сути класс, который и снес государство рабочих и крестьян, разорвав его и раздербанив собственность бывшую ранее общенародной (приватизации имени Гайдара-Чубайса, которыми занимались по меткому выражению свежеусопшего позднесоветского сатирика Задорнова «ЦК и зека»);

2) Превращению созданного с таким трудом большевиками позднесовеского пролетариата составлявшего на момент Революции всего 7% населения Российской Империи в стадо бездуховных мещан-потребителей и пассивного их поведения в то время, когда рушили их Родину (обратите внимание, что все ныне здравствующие представители пролетариата того общества постоянно сетуют как они плохо жили тогда и теперь и тут всегда имеется ввиду только самое низшее материальное);

3) Запуск всеобщего дичайшего и всеобъемлющего регресса на всей территории бывшего СССР и даже во всём мире, лишенном в результате краха коммунизма 1.0 антипода людоедскому капитализму и потому остановившемуся в развитии (тут ничего даже доказывать не надо – просто вспомним название главного труда Фукуямы, который считается одним из главных концепций современности).

Всё это прозревал в своих произведениях Платонов. Не стоит, наверное, даже ограничиваться одним «Чевенгуром», потому что и роман «Котлован», и масса рассказов Платонова – они все как раз об этом, о грехопадении советского проекта, его обессмысливании и бездуховности ввиду потери им веры с метафизикой и отсюда неизбежном его же крахе ввиду такой фатальной потери. Просто «Чевенгур» - а например тот же Роготнев переводит это название как «коммунизм», это именно самая метафизическая история на эту тему.

Нужно отметить, что если в «Котловане» когда больной ребёнок пролетариата и дворянства умирает, теряется смысл копания котлована – основы будущего великого здания, с этим теряется весь смысл лишений и энтузиазма, связанных с котлованом и в итоге котлован становится, чуть ли не братской могилой для копающих его крестьян, которую они роют сами себе и которой становится котлован из-за потери ими смысла (и всё это есть аллюзия предвидения судьбы СССР 1.0), то «Чевенгур» - это именно метафизическая история Советского Союза.

Хотя конечно тут нужно рассказать подробнее. В романе Платонов гениально смешивает очень многие и не всегда совместимые вещи. Все, наверное, перечислять долго, но те которые мне кажутся самыми основными я опишу. Так автор представляет тут все типы современников Революции как реальных людей: революционеров-пролетариев из среды разночинцев  - которые ещё вчера были крестьянами и плоть от плоти крестьянства, это Александр Дванов, идейные бойцы и борцы революции – Копёнкин, самостийные энтузиасты строители коммунизма – Чепурный, прилипшие к революции самого мерзкого разлива мещане – Прошка Дванов, женщины-пролетарки - Соня. Нужно ещё отметить, что Александр Дванов – это ещё и сказочный персонаж, ходящий на могилу к своему отцу и получающий от него какую-то поддержку, а Копёнкин – эпический. Копёнкин это буквально Рыцарь революции чьею куртуазной любовью является Роза Люксембург (роза – символ куртуазности). Также сказочным персонажем является лошадь Пролетарская сила – которая есть практически волшебный помощник Копенкина и которая же в итоге растрачена зря. Кстати, то, что всё зря – это главное что показано в романе, но об этом ниже. Также автор предвидит все события будущей советской реальной истории через призму диких экспериментов Чевенгура: расстрелы недобитых буржуев – это прообраз последнего акта гражданской войны массовой чистки 1937-38 гг, выгон из Чевенгура полубуржуев – грядущая коллективизация, привоз туда пролетариата – создание пролетариата в ходе индустриализации, резкий переход от уклада крестьянского к промышленному, поедание кур и сорняков – аграрные программы а-ля кукуруза Хрущёва, привоз женщин – скромная советская пробуржуазная революция 60-х, уничтожение Чевенгура в ходе боя с казаками – предвидение конца коммунизма 1.0 и гибели вместе с ним и его героев-большевиков. Кстати крайне символично, что остаётся только Прошка Дванов (Александр Дванов после гибели Чевенгура тоже добровольно умирает по типу отца уходя дорогой в озеро – намек на потаенный Китеж-град) – мещанин и прилипала, жадный и мерзкий потребительский тип. Прообраз позднесоветского общества. Также важно отметить, что роман какой-то очень русский – всё как-то протяжно, широко и из крайности в крайность. В итоге, мы имеем такую причудливую смесь где смешивается реальность, сказка и миф. Чевенгур – это мифически-сказочное место где построена дикая смесь первобытно-общинного и военного коммунизма абсолютно оторванная от реальности – даже время течет в обоих мирах: реальном и Чевенгура, по-разному.

Но всё это, по мнению Платонова, зря. Зря эпически гибнет рыцарь Революции и его товарищи-большевики, зря все эксперименты, зря Соня вписывается в социалистическую реальность 20-х, потому что этот социализм чужд духу метафизического коммунизма, который чувствует и ради которого живет и борется Рыцарь Революции и с которым он призывает драться, возвратившись из города где такой советский социализм процветает, т.к. это по мнению Копенкина – не социализм и такой дорогой к коммунизму не придти. Зря же, кстати, созданы великие, но нерабочие изобретения Дванова – прообраз великих строек коммунизма ныне часто заброшенных. Всё зря. Без веры в идею бессмертия и воскрешения предков, без веры в вечную жизнь, без веры в мировую революцию как акт необходимый для великого преобразования и построения Нового человека и общества, со смертью всех этих идей через «построение социализма в отдельной стране» всё становится напрасным… И Платонов уже в 1927-м году предвидит все эти вещи и кричит о них.

Однако в буднях великих строек это предупреждение автора остаётся гласом вопиющего в пустыне. И только теперь, когда все жуткие прозрения Платонова стали реальностью и мы, наконец, начинаем осознавать, а не только огульно проклинать или огульно же прославлять и значение Революции, и её реальную а не догматическую или извращённую историю, и героев революции – тоже не в виде лубка или страшилки, да и всю нашу советскую историю наконец начинаем осмысливать именно с этих позиций, настоящее творчество Платонова становится особенно важно. Ведь именно он говорил об этих вещах ещё в самом начале советского проекта. И ещё важнее именно настоящее, глубокое, метафизическое прочтение этих предвидений автора о котором я и говорил в настоящем докладе, чего не сделали его современники и чего сознательно не дали сделать потом перестройщики сделав из сложности и гармоничности Платонова примитивный антисоветский комикс.


  • 1
Спасибо. Интересный взгляд.

Пожалуйста.

Понравился пост. Платонов труден в чтении, не всегда понятен. Пост позволяет увидеть некие связи с днем сегодняшним и предвидения Платонова.

Спасибо. Платонов - да, труден. Но очень актуален.

На тот момент индустриализация и коллективизация были жизненно необходимы, как для страны, так и для идеи коммунизма. Не создай тогда Сталин самодостаточный СССР, придушили бы страну и разорвали на части англосаксы под руководством сионистов. К сожалению никто не пришёл на помощь, потому и жертвы и упущенные возможности и отсутствие теории, о чём так сокрушался после войны Вождь. Он прекрасно понимал, что новоявленное дворянство подминает под себя власть и своим существованием уже опаскудило всю идею Революции. Но, других людей на тот момент не было. Многие русские люди предпочли выяснять отношения между собой, играя на руку извечным врагам России, вместо того, чтобы объединившись дать отпор зарвавшимся лордам и пейсатым кукловодам.

Так Платонов и не говорит что что-то не нужно. Он говорит о смерти идеи.

  • 1