nihga (nihga) wrote,
nihga
nihga

Categories:

Так удалось ли прыгнуть выше Радуги? Памяти Дмитрия Марьянова



Как-то 15 октября я никак не отозвался на смерть Дмитрия Марьянова - потому что, казалось бы, ну что тут писать? Да, это был талантливый молодой советский актёр последнего советского поколения, которее в середине 80-х появившись на экране подавало большие надежды, но так и не стало каким-то новым культурным прорывом, может быть даже вариантом спасения для позднесоветской молодёжи - носителем какого-то нового культурного откровения, пав в итоге, как и вся страна, в бездну перестроечного безумия и связанных с этим разнообразных низких удовольствий падения. Марьянов был как яркая вечерняя звезда которая загорелась "Выше радуги", но упала, скупо тлея много лет после, и вот - наконец погасла...

Однако когда, в связи со смертью актёра, недавно показывали по ТВ какой-то не самый лучший сериал с его участием и глядя на Дмитрия образца примерно 2008 года (сериал не новый был), я вдруг как-то очень остро почувствовал, что несмотря на весь последовавший после 1990 года кошмар и регресс коснувшийся каждого из нас, Дмитрий Марьянов (теперь уже навсегда...) сущностно связан со своим самым лучшим образом и ролью - Аликом Радугой из "Выше радуги". Все кто рос на этом фильме и для кого он был и есть - явление выходящее из ряда обыденных, все мы всё ещё ищем в нём ту, лучшую и главнейшую его роль. Та музыкально-философская сказка, которая в тоже время и притча, она учила нас идеям добра, любви, дружбы. Она несла и до сих пор несёт что-то очень светлое из того советского времени, теперь оплеванного и оболганного. И все мы, кто чувствует эту ложь и скверну которыми испачкали наше советское детство, сознательно и несознательно обращаемся к такого рода тогдашним образцам, чтобы снова вернуться в то не скажу что простое, но какое-то более чистое и светлое время.

Могу привести пример из жизни, для тех кто не верит. Как-то во время ночного дежурства (я работаю по графику) году так в 2016-м весной, я достаточно громко слушал песни из "Выше радуги" (ну с учётом того, что - ночь конечно), а рядом по улице в том месте находится ночная забегаловка. Так вот, там по ночам периодически работала такая мощная дама лет 45-50-ти, по которой крепко прошлась постперестроечная жизнь со всеми её закавыками. И когда она выйдя на улицу услышала песню "Спит придорожная трава", было видно, что с неё вдруг слетели все эти 30 грязных постперестроечных лет и она стала снова наивной и милой советской девочкой. В ней сквозь 30-летний нарост цинизма, грязи и жлобства, вдруг проступили какие-то чистые человеческие черты.

При этом фильм "Выше радуги" - он совсем не радостная сказка о счастливом советском старшекласснике-поэте. Фильм вполне созвучен своему времени, 80-м, иначе он не был бы никому тогда интересен. К примеру, родители и дети как-то уже разобщены и не находят времени элементарно пообщаться - Алик кричит вслед своей маме опять уходящей от разговора с сыном "по работе": "Так когда же!?". Отца Алика волнуют только его песни и его beautiful self, семья у него где-то на втором-третьем плане. Сам Алик частенько спокойно, дерзко, как бы остроумно и тонко хамит взрослым - как и масса других всезнаек-недоучек советской школы 80-х. То, что рассказывает своим ученикам тренерша в спортивном лагере про своих дочерей, подкинувшей ей внуков и очевидно активно занимающихся построением своей личной жизни ("Артистки!", - презрительно клеймит их женщина-тренер) - это вообще то, от чего волосы дыбом становятся. Причём до тренерши явно не доходит, что раз её дочери стали такими - то кто же их так воспитал, если не она? И ещё больше не доходит, что нужно ли такие вещи говорить своим подопечным? Из всего этого явно следует, что связь поколений в фильме (очень хорошо отражающем реальную тогдашнюю жизнь) ещё есть - но она уже серьёзно надорвана. И всё время в советском кинематографе 80-х неявно сквозит шукшинский вопрос: "Что с нами происходит?".

Но несмотря на все эти проблемные точки времени, сквозь фильм проступает главное: фантазия юного поэта уносит его в сказочные миры - мир античности и мир русской народной сказки. В первом он встречает сирену - в фильме это хотя и как бы положительный персонаж, но дар её поэту - лукав и она Алику мешает до решающего момента преодолеть самого себя. А из второго к нему приходит Иван-дурак, которого фантазия юного поэта заставляет служить на радость людям.

В общем, в итоге Алик преодолевает самого себя и прыгает выше себя же, Алика Радуги - как мифологического персонажа которого одарила способностью к спорту явно доолимпийская сирена. Он взрослеет, развивается и идёт дальше в этом новом, более сильном и явно лучшем качестве. Всё это сопровождается чудесными тогдашними песнями с музыкой Ю. Чернавского и словами Л. Дербенёва. Говоря короче, смесь сказки и реальности, выдумки и правды жизни, поэзии и прозы и т.п., поданы в фильме настолько органично и светло, что после его просмотра мир как будто открывает тебе какую-то ещё одну непознанную до этого грань света, доброты, дружбы, любви, юности и непосредственности.

Хотя собственно почему "Как будто"? Фильм действительно говорит об этом всерьёз, настолько, что однажды в 90-х, когда я его посмотрел по ТВ - а тогдашняя жизнь была просто-таки диаметральна тому, о чём говорил и чему учил фильм, я с отчаянной злостью подумал, что не верю ни в этот фильм, ни в его героев, ни в то, что он утверждает. Фильм буквально показался мне тогда посланием рая, спущенным на самое дно ада, в котором сам Христос остановился в Эболи, далеко не дойдя до этого самого дна... А потому, обитатель этого дна (тогдашний я в 90-х...) посчитал это послание извращённым издевательством и абсолютной ложью. Казалось, что никогда не было, нет и не будет ни той более светлой и открытой жизни, ни таких людей и человеческих отношений.

Но то время - прошло, а Алик Радуга сыгранный Дмитрием Марьяновым - остался с нами и его история учит уже современных детей добру, поэзии и свету. И мне кажется, что сам покойный актер тоже чувствовал, что что-то настоящее человеческое осталось в том времени навсегда, и может быть даже искал - безуспешно, всю свою жизнь. Об этом быть может свидетельствуют и его "бесконечные свадьбы", хотя это, конечно, только мои совершенно досужие предположения.

В общем вот именно это я бы хотел сказать на девятый день в память ушедшего от нас Дмитрия Марьянова, талантливого актёра последнего советского поколения которое подавало большие надежды, но так и не стало тем, чего от него ждали. Так и не прыгнувшее выше Радуги... Покойтесь с миром, Дмитрий Юрьевич, а созданный Вами Алик Радуга будет дальше жить в наших сердцах.

Tags: Выше радуги, Марьянов, жизнь, смерть, смысл, сущностные вопросы, фильм
Subscribe

  • Погибнуть не страшно...

    Ненужные смерти, невинные жертвы, Веселые черти, могильные черви, Покрытая пылью, забытая юность, Поломаны крылья, разорваны струны, И ветер…

  • Гори пронзительным огнем!

    Гори пронзительным огнем, Не вздумай остывать! Пусть будет всем светло как днем, Пусть все не будут спать! Пляши, кричи, ругайся, бей,…

  • Лики Бога Любви

    Света с радостью сны внутрь себя призови, Чтобы видеть порой лики Бога Любви, Красота и любовь вдаль тебя поведут, Волей Бога Любви свой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Погибнуть не страшно...

    Ненужные смерти, невинные жертвы, Веселые черти, могильные черви, Покрытая пылью, забытая юность, Поломаны крылья, разорваны струны, И ветер…

  • Гори пронзительным огнем!

    Гори пронзительным огнем, Не вздумай остывать! Пусть будет всем светло как днем, Пусть все не будут спать! Пляши, кричи, ругайся, бей,…

  • Лики Бога Любви

    Света с радостью сны внутрь себя призови, Чтобы видеть порой лики Бога Любви, Красота и любовь вдаль тебя поведут, Волей Бога Любви свой…