И вечный бой, покой нам только снится, сквозь кровь и пыль, летит степная кобылица и мнёт ковыль...

Previous Entry Share Next Entry
Так удалось ли прыгнуть выше Радуги? Памяти Дмитрия Марьянова
nihga


Как-то 15 октября я никак не отозвался на смерть Дмитрия Марьянова - потому что, казалось бы, ну что тут писать? Да, это был талантливый молодой советский актёр последнего советского поколения, которее в середине 80-х появившись на экране подавало большие надежды, но так и не стало каким-то новым культурным прорывом, может быть даже вариантом спасения для позднесоветской молодёжи - носителем какого-то нового культурного откровения, пав в итоге, как и вся страна, в бездну перестроечного безумия и связанных с этим разнообразных низких удовольствий падения. Марьянов был как яркая вечерняя звезда которая загорелась "Выше радуги", но упала, скупо тлея много лет после, и вот - наконец погасла...

Однако когда, в связи со смертью актёра, недавно показывали по ТВ какой-то не самый лучший сериал с его участием и глядя на Дмитрия образца примерно 2008 года (сериал не новый был), я вдруг как-то очень остро почувствовал, что несмотря на весь последовавший после 1990 года кошмар и регресс коснувшийся каждого из нас, Дмитрий Марьянов (теперь уже навсегда...) сущностно связан со своим самым лучшим образом и ролью - Аликом Радугой из "Выше радуги". Все кто рос на этом фильме и для кого он был и есть - явление выходящее из ряда обыденных, все мы всё ещё ищем в нём ту, лучшую и главнейшую его роль. Та музыкально-философская сказка, которая в тоже время и притча, она учила нас идеям добра, любви, дружбы. Она несла и до сих пор несёт что-то очень светлое из того советского времени, теперь оплеванного и оболганного. И все мы, кто чувствует эту ложь и скверну которыми испачкали наше советское детство, сознательно и несознательно обращаемся к такого рода тогдашним образцам, чтобы снова вернуться в то не скажу что простое, но какое-то более чистое и светлое время.

Могу привести пример из жизни, для тех кто не верит. Как-то во время ночного дежурства (я работаю по графику) году так в 2016-м весной, я достаточно громко слушал песни из "Выше радуги" (ну с учётом того, что - ночь конечно), а рядом по улице в том месте находится ночная забегаловка. Так вот, там по ночам периодически работала такая мощная дама лет 45-50-ти, по которой крепко прошлась постперестроечная жизнь со всеми её закавыками. И когда она выйдя на улицу услышала песню "Спит придорожная трава", было видно, что с неё вдруг слетели все эти 30 грязных постперестроечных лет и она стала снова наивной и милой советской девочкой. В ней сквозь 30-летний нарост цинизма, грязи и жлобства, вдруг проступили какие-то чистые человеческие черты.

При этом фильм "Выше радуги" - он совсем не радостная сказка о счастливом советском старшекласснике-поэте. Фильм вполне созвучен своему времени, 80-м, иначе он не был бы никому тогда интересен. К примеру, родители и дети как-то уже разобщены и не находят времени элементарно пообщаться - Алик кричит вслед своей маме опять уходящей от разговора с сыном "по работе": "Так когда же!?". Отца Алика волнуют только его песни и его beautiful self, семья у него где-то на втором-третьем плане. Сам Алик частенько спокойно, дерзко, как бы остроумно и тонко хамит взрослым - как и масса других всезнаек-недоучек советской школы 80-х. То, что рассказывает своим ученикам тренерша в спортивном лагере про своих дочерей, подкинувшей ей внуков и очевидно активно занимающихся построением своей личной жизни ("Артистки!", - презрительно клеймит их женщина-тренер) - это вообще то, от чего волосы дыбом становятся. Причём до тренерши явно не доходит, что раз её дочери стали такими - то кто же их так воспитал, если не она? И ещё больше не доходит, что нужно ли такие вещи говорить своим подопечным? Из всего этого явно следует, что связь поколений в фильме (очень хорошо отражающем реальную тогдашнюю жизнь) ещё есть - но она уже серьёзно надорвана. И всё время в советском кинематографе 80-х неявно сквозит шукшинский вопрос: "Что с нами происходит?".

Но несмотря на все эти проблемные точки времени, сквозь фильм проступает главное: фантазия юного поэта уносит его в сказочные миры - мир античности и мир русской народной сказки. В первом он встречает сирену - в фильме это хотя и как бы положительный персонаж, но дар её поэту - лукав и она Алику мешает до решающего момента преодолеть самого себя. А из второго к нему приходит Иван-дурак, которого фантазия юного поэта заставляет служить на радость людям.

В общем, в итоге Алик преодолевает самого себя и прыгает выше себя же, Алика Радуги - как мифологического персонажа которого одарила способностью к спорту явно доолимпийская сирена. Он взрослеет, развивается и идёт дальше в этом новом, более сильном и явно лучшем качестве. Всё это сопровождается чудесными тогдашними песнями с музыкой Ю. Чернавского и словами Л. Дербенёва. Говоря короче, смесь сказки и реальности, выдумки и правды жизни, поэзии и прозы и т.п., поданы в фильме настолько органично и светло, что после его просмотра мир как будто открывает тебе какую-то ещё одну непознанную до этого грань света, доброты, дружбы, любви, юности и непосредственности.

Хотя собственно почему "Как будто"? Фильм действительно говорит об этом всерьёз, настолько, что однажды в 90-х, когда я его посмотрел по ТВ - а тогдашняя жизнь была просто-таки диаметральна тому, о чём говорил и чему учил фильм, я с отчаянной злостью подумал, что не верю ни в этот фильм, ни в его героев, ни в то, что он утверждает. Фильм буквально показался мне тогда посланием рая, спущенным на самое дно ада, в котором сам Христос остановился в Эболи, далеко не дойдя до этого самого дна... А потому, обитатель этого дна (тогдашний я в 90-х...) посчитал это послание извращённым издевательством и абсолютной ложью. Казалось, что никогда не было, нет и не будет ни той более светлой и открытой жизни, ни таких людей и человеческих отношений.

Но то время - прошло, а Алик Радуга сыгранный Дмитрием Марьяновым - остался с нами и его история учит уже современных детей добру, поэзии и свету. И мне кажется, что сам покойный актер тоже чувствовал, что что-то настоящее человеческое осталось в том времени навсегда, и может быть даже искал - безуспешно, всю свою жизнь. Об этом быть может свидетельствуют и его "бесконечные свадьбы", хотя это, конечно, только мои совершенно досужие предположения.

В общем вот именно это я бы хотел сказать на девятый день в память ушедшего от нас Дмитрия Марьянова, талантливого актёра последнего советского поколения которое подавало большие надежды, но так и не стало тем, чего от него ждали. Так и не прыгнувшее выше Радуги... Покойтесь с миром, Дмитрий Юрьевич, а созданный Вами Алик Радуга будет дальше жить в наших сердцах.


  • 1
Очень хороший текст, браво)

*загляните ко мне, плиз, в предпоследний пост Разоблачение Поклонской - https://gala-gala15.livejournal.com/439672.html#comments, надо бы распространить, няшка с монархистами идет ва-банк, ее реально двигают в президенты (см. мои последние материалы о ней в блоге). Все серьезно, более чем.

Спасибо.

Да, интересная эта Ваша заметка, ничего не скажешь... А что с няш-мяшей всё серьёзно, это я вполне согласен.

Edited at 2017-10-24 07:12 pm (UTC)

НЕ за что. ВЫ просто очень точно описали чувства большинства из тех, кто тогда был ребенком.

Надо что-то делать с этим. Нам действительно явочным путем продвинут монархию и эту сумасшедшую сектантку, еще и шпионку укрскую - в самую высшую власть. Это катастрофа для России.

Таки делаем - пишем, читаем, другим рассказываем.

Это несерьезно. Нужны каналы распространения массового, хоть сколько-нибудь. Это инфовойна, у противника современное оружие, а мы из рогаток стреляем.

Ну вот у меня никаких подконтрольных СМИ, увы, нет.)

/ее реально двигают в президенты /

Спасибо, посмеялась.
Пишите еще.


И мне тоже очень понравилось, как вы написали.
Фильм не видел, но после прочитанного захотелось посмотреть.

Спасибо. Да, фильм стоит посмотреть, на мой взгляд.

Хорошая рецензия.
На днях посмотрела этот фильм, раньше почему-то не получалось.
Замечательный во всех отношениях, сценарий, режиссура (Юнгвальд - Хилькевич), все хорошо, чудесный Алик Радуга.
А я все-таки Д.Марьянова считаю одним из лучших современных актеров, он мог бы сыграть сильные роли, был бы достойный драматургический материал.
Играть-то актерам сегодня негде и нечего, но Марьянов выжимал из того, что было, максимум, за это ему огромное спасибо.
Светлая память, очень жаль, что он ушел (или его "ушли")

Edited at 2017-10-25 03:17 pm (UTC)

Так и отсутствие материала - это тоже характерная примета нашего времени. Точнее - безвременья...

Совершенно верно.
Я ведь (еще раз повторюсь) раньше не видела фильм "Выше радуги", но Марьянова заметила впервые в неплохом сериале "И падает снег", "Боец", фильме "Львиная доля" с Н.Караченцовым - и отметила его, запомнила.
Было видно, что за его плечами крепкая школа русско-советского драматического театра, порадовалась, что у нас все не так плохо, есть актеры, и режиссеры, да вот с продюсерами и сценаристами беда, нет спонсоров на качественные фильмы.
Обидно, что так рано ушел.
"Выше радуги" оказался вершиной его творческого пути, лучшей ролью.
Светлый и чистый фильм.

Да, "Выше радуги" это что-то из ряда вон...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account