И вечный бой, покой нам только снится, сквозь кровь и пыль, летит степная кобылица и мнёт ковыль...

Previous Entry Share Next Entry
Эфросовское прочтение "Героя нашего времени"
nihga


Это очень сильный телеспектакль 1975-го года, одна только фамилия режиссёра - Эфрос уже говорит о многом. И главная пара актёров Миронов и Даль (Грушницкий и Печорин соответственно) - это тоже вещь говорящая сама за себя. Я всем рекомендую посмотреть данный телеспектакль и перечитать книгу Михаила Юрьевича - кто хорошо знаком ещё раз получит удовольствие от соприкосновения с классикой, а кто не знаком - прикоснётся к ней. При всём том, я должен отметить, что при просмотре спектакля, я вдруг понял, что режиссёр и играющий главного героя Даль, рассматривают "Героя нашего времени" не вполне классически. Они раскрывают тут своё видение Печорина как героя нашего - то есть их, времени, это скорее уже не персонаж времён первой половины 19 века, а кто-то привязанный к действительности 70-х годов конца века 20-го. Неклассический герой показанный сквозь призму классического произведения Лермонтова, которое тогда хорошо знал каждый школьник среднего школьного возраста. И именно поэтому такое современное, но крайне тонкое и умное прочтение данного произведения было тогда востребовано... Вы только представьте себе и оцените уровень поставленной себе режиссёром творческой, культурной и образовательной задачи!

Вначале я хотел более подробно раскрыть, чем классическое прочтение произведения отличается от эфросовского, но когда сел писать данную заметку, вдруг понял, что этого делать не надо. Потому что, во-первых, это будет нечто пережеванное, которую я предложу кушать тем, кто возможно, серьёзно заинтересуется спектаклем. Это будет неуважение с моей стороны и к читателю данной заметки - ибо так я покажу, что читатель может это всё не понять сам, а я вообще верю в того кто будет читать мою заметку (грамотные потребители - мечта Фурсенко, не станут интересоваться такими тонкостями, у этих всё устроено достаточно просто). А во-вторых, также это будет некоторое неуважение к замыслу Анатолия Эфроса создававшего данный шедевр. Замыслу который я и попробую описать, ибо, смею скромно надеяться, что в чём-то я его хотя бы немного постиг.

Но всё-таки немного про различие этого телеспектакля с прочтением классическим сказать что-то нужно - а то вишь, напустил туману, да и в кусты. Да и замысел режиссёра без этого не раскроешь на самом деле. Дело в том, что Печорин классический, лермонтовский, это что-то фатальное, но в тоже время крайне пресыщенное и потому не могущее получать от жизни никакого удовольствия. Человек с несчастным характером, знающий только, что если он кого-то делает несчастным - то он и сам несчастен, но не делать других несчастными Печорини не может. Он утомлён банальными радостями высшего света, ему скучно познавать науки, его не волнует близость смерти, его сердце - пусто. Он просто не умеет любить... ((с) Ф. Феллини 8 1/2). Ввиду этого его главная болезнь - скука, т.к. он может только брать от жизни, а это не бесплатное удовольствие, т.к. когда ты только берёшь, внутри у тебя всегда образуется пустота, которая и рождает эту смертную скуку.

Печорин же Даля и Эфроса, это безусловно всё вышесказанное, но с существенной добавкой - это человек ещё с живой душой. Он не просто рассеивает свою скуку, а безуспешно рвётся к настоящей полной жизни. Это некий типаж поколения Даля, т.к. Олег Даль - это человек выразивший собою всё своё поколение. Послевоенное поколение, наследники победителей, но сами победителями так и не ставшие. В чём-то даже судьба его символична, т.к. именно это поколение потом сдало свою историческую судьбу ради сытной кормушки с чечевичной похлёбкой, но сам Олег Даль всегда был этому чужд и потому не дожил до этого момента. Он умер в начале 80-х годов теперь уже прошлого столетия (как и другой пророк и властитель дум этого поколения - Владимир Высоцкий) и это был символ духовной смерти данного поколения. А может быть даже и смерти их души и начало тления. Ведь не зря же манеру пения Высоцкого тогда называли именно "крик души"...

В общем есть большая разница в трагизме классическом, лермонтовском и эфросовском. Классически, именно по канонам Лермонтова, снят вот этот фильм 1955-го года. Тут трагедия в том, что хороший человек в сложившемся обществе не живёт а существует и становится иногда даже воплощённым злом ни о чём не жалеющим - ему просто скучно ("Мне скучно, бес..."), и даже смерть Грушницкого ему по большому счёту безразлична; эфросовская же трагедия Печорина в том, что мечущаяся, но ещё живая душа Даля-Печорина приводит его к жуткой развязке - смерти Грушницкого, с которым они не смогли подружиться именно из-за печоринской скуки и пресыщенности. Печорин становится убийцей Грушницкого и убивая его - убивает самого себя. Эфрос прочитывает у Лермонтова достойные Достоевского метания души (как он пишет в своей книге об этом спектакле и его герое: "Впрочем, совершив зло, он строит догадки - отчего он таков. Он, пожалуй, даже страдает. Но другие страдают не меньше") - и это правильно, т.к. Достоевский вырос в том числе и из русской литературы предшествующей времени его творчества и потенциально всё это у Лермонтова заложено. Надо только суметь найти, вытащить эти вещи через какие-то мельчайшие и тончайшие соприкосновения с тканью произведения не нарушающие её, что автор и главные герои с большим мастерством и показывают нам здесь.

Неслучайно также в качестве лейтмотива произведения взято стихотворение Лермонтова "И скучно, и грустно", которое я не могу не привести полностью:

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят - все лучшие годы!

Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...

Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка..
.

Так Даль и Эфрос также видят тут и трагическую фигуру самого Лермонтова, и это тоже справедливо. Ведь автор описывая своего героя, описывает его через призму самого себя. Лермонтов описывает так то, от чего он хотел бы в себе избавиться, поэтому он в тексте говорит, что "Я рад, что Печорин умер". И в спектакле эти слова Лермонтова особо выделены. Но тут есть и разница - Лермонтов рад символическому избавлению от Печорина в себе, а автор Эфроса-Даля - видят такой судьбу героя своего времени.

В общем это очень тонкая и интересная вещь, очень всем рекомендую посмотреть. В ней много граней, она заставляет думать и переживать, сопереживать, очищаться и так лучше что-то новое понимать в мире вокруг нас. И вдобавок - спектакль в наше время сверхактуален, т.к. мы в данный момент имеем массу подобных Печорину людей, которые отчаянно мечутся по жизни желая спасти свою душу и начать жить по-настоящему, а фактически - творящих из-за этого черт те что. И главное - вот это печоринское внутри себя, невозможно изжить не поняв что это такое по сути своей, а спектакль такое понимание, по моему скромному мнению, вполне даёт. Так что давайте сами поймём, кто является героем нашего времени, через призму Лермонтова и призму Эфроса-Даля и так в чём-то познаем самих себя...


promo nihga june 6, 08:03 4
Buy for 100 tokens
Без шороха и стука, не грея, не горя, В мир тихо входит скука, и дни проходят зря, Не хочется работать, и даже – пить и есть, Всё только лень-зевота, желанье спать прилечь, Грозит безумьем скука, ужасным смертным сном, Бессильны тут наука, и медицинский дом, И не помогут…

?

Log in

No account? Create an account