И вечный бой, покой нам только снится, сквозь кровь и пыль, летит степная кобылица и мнёт ковыль...

Previous Entry Share Next Entry
Трубадуры, первые лирики средневековой Европы. Окончание
nihga


Третья и последняя часть о творчестве трубадуров с теперь уже позавчерашнего заседания литклуба "Аврора" в библиотеке им. Некрасова г Ижевска. О сталось только дать ссылкм на часть 1 и часть 2, и добавить что когда будет готов видео с этого заседания - оно тоже будет выложено. Ну и картины С.Стрелковой, буде автор не против такой затеи (ну это же авторские работы - тут согласие человека обязательно) - тоже воспоследуют.

И ещё необходимо показать исторические истоки появления трубадуров и их творчества. Тут необходимо отметить само географическое положение Лангедока и Прованса – крайне благодатный южный край, являвшийся в то время важным перевалочным пунктом на пути с Востока в Европу. Поэтому тут население было значительно богаче, чем в других районах Европы, что дало толчок к расцвету культуры, в том числе и городской.

Также сыграло роль исторически эта местность долго входила в состав Римской империи, что не могло не отразиться на культуре этого края. К примеру, когда Париж был ещё грязной маленькой деревушкой, Тулуза была большим культурным городом с традициями римских школ и академий, библиотеками, водопроводом и т.д.

Также тут переняли особое отношение к женщине, каковое бытовало у мавров пиренейского полуострова, где женщина пользовалась невиданной в то время для мусульманского мира свободой. Вплоть до участия в науке и культуре. Всё это было характерно и для положения женщины в Провансе, вплоть до того, что женщина тут имела право на наследование земли.

Также сыграл роль страстный южный характер,  с особой воинственностью, чему способствовала борьба с теми же маврами. К примеру, тут истово восприняли вначале идею Креста, а маркиз Раймон упоминаемый Маркабрю – за доблесть был даже предложен в правители захваченного крестоносцами Иерусалима, но уступил.

Но фактора собственно сформировавших творчество трубадуров как новое слово в литературе, два. Первый – это перенятая с особым отношением к женщине, страстная, чувственная и тонкая восточная поэзия, посвящённая теме любви к женщине. И второй – так не любимое трубадурами народное творчество с его обрядовыми и прочими (трудовыми и пр.) песнями. Тут будет уместен пример баллады, каковая является народной и посвящена выбору королевы весны с последующей пляской незамужних девушек вокруг т.н. «майского» деревца (особый обычай необходимый для сбора хорошего урожая):

1 Все цветет! Вокруг весна!
                   —Эйя! —
Королева влюблена
                  — Эйя! —
И, лишив ревнивца сна,
                 — Эйя! —
К нам пришла сюда она,
Как сам апрель, сияя.
      А ревнивцам даем мы приказ:
      Прочь от нас, прочь от нас!
      Мы резвый затеяли пляс.

2 Ею грамота дана,
                — Эйя!—
Чтобы, в круг вовлечена,
                — Эйя!—
Заплясала вся страна
                — Эйя!—
До границы, где волна
О берег бьет морская.
     А ревнивцам даем мы приказ:
     Прочь от нас, прочь от нас!
     Мы резвый затеяли пляс!

3 Сам король тут, вот те на!
                  — Эйя! —
Поступь старца неверна,
                  — Эйя! —
Грудь тревогою полна,
                  — Эйя! —
Что другому суждена
Красавица такая.
     А ревнивцам даем мы приказ:
     Прочь от нас, прочь от нас!
     Мы резвый затеяли пляс.

4 Старца ревность ей смешна,
                     — Эйя! —
И любовь его скучна,
                     — Эйя!—
В этом юноши вина,
                     — Эйя!—
У красавца так стройна
Осанка молодая.
     А ревнивцам даем мы приказ:
     Прочь от нас, прочь от нас!
     Мы резвый затеяли пляс.

5 Хороша, стройна, видна, —
                      — Эйя!—
Ни одна ей не равна
Красавица другая.
       А ревнивцам даем мы приказ:
       Прочь от нас, прочь от нас!
       Мы резвый затеяли пляс.

В завершении, немного нужно также сказать о теме альбигойства, тоже связанного с творчеством трубадуров, т.к. 1208-м году, когда альбигойская ересь – богомильство или павликианство, став чуть ли не официальной религией тогдашних Прованса и Лангедока, стало угрожать католической церкви, папа Иннокентий III вынужден был объявить т.н. альбигойский крестовый поход. В результате альбигойцы (в основном это были манихеи-катары и немного вальденсы – предтечи лютеран) и поддерживающие их феодалы были сокрушены железной рукой усмирителя Юга – графа Симона де Монфора, 5-го графа Лестера и его французских крестоносцев. Однако, победой де Монфора воспользовался не он сам, погибший при штурме Тулузы (1215) или его потомки, а король Франции Филипп Август Красивый, который, будучи полной прагматической и коварной противоположностью его современнику рыцарю-романтику Ричарду Львиное Сердце, присоединил эти земли к своим владениям и похоронил вместе с катарами всю органически связанную с их воззрениями куртуазную культуру и в том числе – трубадуров. Так была окончена история светских стихов о Прекрасной даме и поэтов их сочинявших. Однако творческий импульс трубадуров переняли миннезингеры – их немецкие последователи, а затем сам великий Данте, последний поэт Средневековья и от него – через классицизм, барокко и т.д., вся современная поэзия. Ну и вот эта тайная компонента, о которой мы говорили – он тоже никуда не делась, культ чёрных камней как миф управляющий сознанием их элиты вполне себе живёт и здравствует – посмотрите фильм «Космическая Одиссея 2001», а насчёт оргиастических практик – фильм «С широко закрытыми глазами», неслучайно ставшим последним в творчестве снимавшего оба этих фильма Стэнли Кубрика. В заключении предлагаю известный сирвентес трубадура позднего периода – Гильема Фигейры посвящённый Риму и преступлениям совершаемым им как против христианской веры и совести, так и против родины Фигейра. Но, конечно, не нужно воспринимать всё буквально, т.к. совершенно справедливо бичуя Рим, Фигейра как это обычно бывает, выставляет противную Риму сторону невинной овечкой, что как показывает и наш короткий обзор, совершенно не есть правда.

«Сирвентес сложу про римские порядки,
Все, как есть, скажу, лишь на напев в оглядке, -
Знаю, заслужу жестокие нападки:
Ведь стихом своим мечу в папский Рим!
Бесом одержим, растления зачатки
Он несет другим.

Так чего ж хотим от паствы подопечной,
Коль неукротим сам Рим, не первый встречный!
Честь, добро - как дым, раздор развеял вечный.
Рим, ты корень зла.
Ласкова, мила, лесть твоя подла
И Англии беспечной рану нанесла.

Паства стричь дала ужель себя навеки?
Вот кабы ушла овца от злой опеки
И покров нашла в нем, в богочеловеке!
Вняв моим мольбам,
Дал бы по зубам Он святым отцам, -
А нам-то с вами, греки, их позор - бальзам.

Рим! И беднякам глодаешь плоть не ты ли?
Горе им, слепцам! Ты их ведешь к могиле.
Риму стыд и срам: торговлю там открыли:
«Коль грехи томят, раскошелься, брат, -
Будешь чист и свят».
Но сроки наступили, карой день чреват!

Рим! Ты виноват в потере Дамиетты.
Нам бедой грозят всегда твои советы.
Алчный пустосвят, лишь помнишь о себе ты.
Да низвергнет Бог пышный твой чертог!
Низость и порок - вот, Рим, твои приметы.
Глуп ты и жесток.

Рим! В поход повлек ты цвет французов лучший,
Шли не на Восток - на братьев темной тучей,
Во грехе полег пришельцев строй могучий.
Ты людей мутишь, Людовика ты ж
Загубил, бесстыж:
Ты свой призыв трескучий слал к нему в Париж.

Рим! Ты все хитришь, в коварстве ты повинен:
Сарацин щадишь, а греков и латинян
Скоро истребишь, - так список павших длинен.
Будет соблюден Божеский закон:
Ад тебе сужден
За то, что звал, бесчинен, всех на Авиньон.

Рим! Последний стон те вскоре издавали,
Кто за светлый сон считал войну вначале:
Тот же небосклон, а не чужие дали.
Но не божий, нет, шли творить завет:
Возжелав побед,
Безумцы поспешали дьяволу вослед.

Рим! Держи ответ, не жди себе прощенья.
Каждый твой совет - лишь беса наущенье,
Для тебя всех бед желаю ночь и день я.
Братьев христиан двух соседних стран
Нудит твой обман
Сражаться в исступленье, теша басурман.



promo nihga june 6, 08:03 4
Buy for 100 tokens
Без шороха и стука, не грея, не горя, В мир тихо входит скука, и дни проходят зря, Не хочется работать, и даже – пить и есть, Всё только лень-зевота, желанье спать прилечь, Грозит безумьем скука, ужасным смертным сном, Бессильны тут наука, и медицинский дом, И не помогут…

?

Log in

No account? Create an account