И вечный бой, покой нам только снится, сквозь кровь и пыль, летит степная кобылица и мнёт ковыль...

Previous Entry Share Next Entry
Трубадуры, первые лирики средневековой Европы. Часть 1
nihga
(без названия)

Сегодня состоялось очередное заседание литклуба "Аврора" в библиотеке им. Некрасова г. Ижевска. Тема сегодня была "Средневековая любовная поэзия и проза", моя тема была творчество трубадуров, доклад по которой для удобства чтения разделённый на три части, я и представлю ниже. Хочется отметить, что сегодняшнее заседание не было обычным, т.к. параллельно нами была открыта выставка художника-иллюстратора Светланы Стрелковой (наверное, стоит эти работы тоже разместить отдельным постом с разрешения автора) на эту же тему.

Так как сегодня мы решили говорить о теме любви в Средние Века, то мы обязаны говорить о трубадурах – первых лириках Европы. Это они в 12 веке вдруг (ну, конечно, не вполне вдруг, как будет показано ниже) первыми в средневековой хримстианской Европе запели о Любви. Мало того – о любви не связанной с религией, о любви как чувстве человеческом, всеобъемлющем, может даже всепобеждающем и не смотрящем ни на какие сословные преграды. О любви, в том понимании, которое вкладываем в неё сегодня мы и которая должна была стать в итоге той самой свободной любовью индивида, о рождении которой (в том числе, конечно) в процессе развития экономического базиса человечества и поэтому самой возможности её появления говорил, когда-то сам К. Маркс в своём знаменитом определении, что коммунизм есть прыжок «Из царства необходимости в царство свободы». То есть когда в процессе развития производительных сил общества семья перестаёт быть экономической ячейкой общественного производства и ввиду этого любовь из строго экономически и социально обусловленной, становится свободным делом индивида. Тут, ввиду современной вульгарности толкования этих слов Маркса необходимо отметить, что говоря и свободе любви речь у Маркса не идёт о так широко разрекламированной в постперестроечное время теории т.н. «стакана воды» А.М. Коллонтай, когда половое напряжение в коммунистическом обществе будет сниматься также легко, как пить воду всеми и вся, а о всестороннем развитии человека, раскрепощении его высших творческих способностей. Т.е. речь идёт не о растормаживании низа, о чём много говорит, к примеру, Рабле и что и есть по сути теория «стакана воды», а именно о развитии высшего в человеке.

Отчасти, лирика трубадуров и была вот таким желанием свободного выбора в любви, что и отражено в их творениях, это стихотворный бунт против сословных рамок которыми было скреплено феодальное общество.

Но это только отчасти, на первом слое понимания, т.к. более глубоко т.н. «весёлая наука» (т.е. искусство куртуазности как его называли и сами трубадуры, и современное им рыцарство, и между прочим Ницше неслучайно так назвал один из своих нигилистических трактатов) – это кроме всего прочего (ну там семь рыцарских добродетелей и т.п.) некоторая система инициатических оргиастических практик, через которую человек как бы соединятся с «хаосом природного безличного» и может черпать оттуда некоторую сверхэнергию, естественно, тёмного начала (со всеми вытекающими последствиями). По сути своей это разновидность тантризма (тантраяна, ваджраяна) завезённая в Европу, вместе с некоторыми гностическими, по сути, религиозными учениями и воззрениями, крестоносцами возвратившимися из Святой земли. Плюс, конечно, на Прованс повлиял и в этом смысле тоже, расположенный рядом с Лангедоком (Lange d'oc – язык да, романский южный, характерный для этих территорий, в противовес Lange d'oi языку северному, французскому) и захваченный в то время маврами Пиренейский полуостров. Говоря короче, совершенно неслучайно в это же время в землях Прованса и Лангедока распространилась т.н. альбигойская ересь, манихейство по своей сути. И конечно, т.к. альбигойская ересь в первую очередь распространялась в среде тамошней знати и самой тамошней знатью, то и трубадуры – выразители идеалов правящего тогдашнего класса, т.е. феодалов и рыцарства, мягко говоря не были чужды всему этому. Вообще, всё это очень важные составляющие этого нового культурного для Европы явления, которое стало впоследствии тем, что мы сегодня знаем как поэзию и литературу светскую и без понимания которых ни сами стихи трубадуров, ни вот вся эта новая поэзия как явление будут по-настоящему не понятны.

Но, обо всём по порядку. Само слово трубадур (провансальское trobaire, trobador) относится к романскому глаголу trobar – сочинять, изобретать, слагать – отсюда трубадур, это слагатель и изобретатель стихов. Очень важно отметить, что трубадур именно сочинял стихи, а ни в коем случае их не пел и не играл сам аккомпанемент (не барское трубадурское это дело), доверяя это жонглёрам и певцам. Трубадурами следует называть поэтов живших в 12-13 столетии на территории Прованса и Лангедока, писавших свои стихи на романском языке – его провансальском наречии, распространявшие их в среде правящего класса того времени – феодалов и рыцарства и выражавшие идеалы этого самого класса. Первым трубадуром считается Гильом XI, герцог Аквитании (1071-1126 годы жизни). От него осталось четыре песни, три из которых настолько скабрезного содержания, что их даже не переводят.

(без названия)

Гильом (Гильем, Гийом, Вильгельм) IX Трубадур (окс. Guilhem IX le Troubadour de Peiteus d'Aquitaine , фр. Guillaume IX le Troubadour; 22 октября 1071—10 февраля 1126) — граф Пуатье (Гильом VII) и герцог Аквитании, прадед Ричарда I Львиное Сердце, «первый трубадур» Прованса. Иногда его называют Франсуа Вийоном XII в.

Интересно сказано о причинах этого явления (написании стихов на романском языке во время царства вокруг латыни) у Данте в «Новой жизни»: «Первый начавший слагать стихи на языке народном решился так поступить, ибо хотел, чтобы слова его были понятны даме, которой нелегко было понимать латинские стихи. Таким образом, следует осудить тех, которые слагают на народном языке стихи с рифмами не на любовную, а на какую-либо иную тему, ибо поэзия на народном языке изначально была создана именно для любовных песен. И так как поэтам дозволена большая свобода выражения, чем тем, кто пишет прозой, принимая также во внимание, что пишущие рифмованные стихи являются поэтами, слагающими на народном языке, вполне разумно дозволять им большую свободу выражения, чем остальным, говорящим на народном языке».

Заслуга трубадуров, кроме создания ими светской не связанной с религией поэзии ещё состоит в том, что это трубадуры создали поэзию в современном понимании слова, т.е. рифмованную. Это случилось, потому что стихи трубадуров должны были петься под музыку. Т.е. до того, в поэзии важен был размер – напр., гекзаметр, то теперь для более гармоничного звучания к нему добавилась рифма. Существовало два стиля трубадуров, т.н. «тёмный» – trobar clus, который был понятен только посвящённым (для его понимания нужен был ключ (clau) или даже не один ключ (segunda clau)), и «светлый» - «trobar leu», написанный простыми рифмами/образами и понятный всем.

Так как мы несколько ограничены по времени я сразу будут приводить примеры из творчества трубадуров (отрывки в основном, т.к.эти стихи как правило очень длинны). И как пример «тёмного» стиля, приведу известную песню трубадура Маркабрю, основателя тёмного стиля, который говорил, что сам не всегда понимает чего пишет, «Песню крестоносцев». Ну и немного об авторе, конечно. Маркабрю один из ранних трубадуров, по происхождению - простолюдин, воин-наемник, участник 2-го Крестового похода. Творил в период примерно с 1130 по 1150 г, сохранилось 43 его произведения, а к 7-ми ноты. В основном его творчество – сатирично и за свой последний, особо едкий в отношении рыцарства сирвентес (песня протеста, одна из форм стихосложения трубадуров) он поплатился жизнью.

(без названия)

Хочу я песню сочинить,
Во имя господа Отца,
Она о том:
В бескрайней милости своей,
Господь создал весь мир земной,
Но не видали мы досель,
Источника воды святой,
Я с вами следовать готов,
Дорогой средь морских валов,
К источнику воды святой.

Водою люди с тел своих
Смывают прах забот земных.
Скажу я вам:
Живущий в мире должен быть
И телом чистым, и душой.
Иди в поход, чтобы достичь
Источника воды святой.
Лишь там спасение одно,
И, коль не будет нам дано -
В геенну мы сойдём толпой.

Я часто вижу молодых
И жизнь неправильную их.
Печаль о них;
И скорбью я объят одной, -
Что в ад последуют они.
К источнику воды святой
В походе, грешник, ты прильни.
Гордыня тешит нас порой;
Предстанет смерть перед тобой -
И ты ей проиграешь бой.

Господь всё знает наперёд:
Что будет и произойдёт,
И знает Он:
Средь императорских знамён
Победоносным будет бой.
Зовёт нас Тот, кто был крещён
В источнике воды святой.
Должны мы следовать в поход,
Где подвиг рыцарский нас ждёт
В Дамаске, близ Земли святой.

Из рода Каина идут
Убийцы и бесчестный люд;
И много их.
Но мы должны быть среди тех,
Кто предан Господу душой,
И искупить должны мы грех
В походе на Земле святой.
Христианина верен путь!
Жестокость дикую забудь,
Не дай гаданьям обмануть.

Обжоры, пьяницы, лгуны,
Шуты, бродяги, драчуны;
Пороков тьмы
Теперь должны оставить мы;
Докажет нашу храбрость бой,
И нас Господь зовёт в поход
К источнику воды святой.
Пусть враг и дерзок, и силён:
Ударьте же со всех сторон, -
И пусть он будет усмирён!

Где храма рыцари, где он,
Маркиз прославленный Раймон?
Стряхните сон,
Язычников надменных гнёт;
Ведь молодёжь, - страны оплот, -
Среди бесчестия растёт!
Молю я о воде святой:
Пускай прольётся на господ,
Всех, кто в Испании живёт,
Где доблесть потерял народ!

Погибнет Франции народ,
Коль долгом он пренебрежёт;
Господь зовёт!
Кипит в Антиохии бой;
Плач - в Аквитании краю.
Господь блаженство и покой
Даст душам рыцарским в раю.
Услышим твой призыв сейчас,
Моля, чтоб Францию Ты спас,
Господь, воскресший ради нас!


Вроде бы тут всё предельно ясно, это сетование на предавших идею Креста и страстный призыв к очищению через крестовый поход как джихад духа. И возникает вопрос: а где же тут скрытый ключ к пониманию этого самого «тёмного» стиля? Но он, несмотря на кажущуюся ясность, всё-таки есть. Это постоянное упоминание об источнике воды святой, которую можно вкусить только у гроба Господня, это вопрос о Граале, предмете мистического искания средневекового рыцарства. Потому что Грааль это не только и вообще не всегда чаша, это может быть двойственный образ. Т.е. чаша – это вообще образ тела человека и эту чашу (тело) можно наполнить святой водой…. Вот, к примеру, Вольфрам фон Эшенбах (немецкий поэт-миннезингер 13 века, миннезингеры (певцы любви) это немецкие последователи трубадуров создавшие свой особый стиль стихов, тоже в основном – светский и тоже о любви, и о любви куртуазной) в своем рыцарском романе «Парцифаль» называет Грааль – особым камнем, дарующим власть, богатство и изобилие и вдобавок уводящем рыцаря в королевство Грааля, которое не вполне земное. И вход куда – дозволен только храмовникам (а реальный орден тамплиеров, напомню, был впоследствии уничтожен папой римским в начале 14 века, как сатанистский и Маркабрю, кстати, тоже упоминает тамплиеров в своей «Песне»…) охраняющим этот Грааль и особо отличившимся избранным рыцарям, имена которых сами мистическим образом появляются, время от времени на камне. Рыцарь, таким образом, призван в горнее королевство Грааля, что есть парафраз идей гностиков с плеромой, зовом и вестником. А сам Грааль как камень – это непросто камень, а чёрный камень только небесного происхождения, почти мусульманская Кааба – ступив на которую, пророк покинул бренную Землю и соответственно камень-Грааль тоже обладает сверхъестественными свойствами. Маркабрю как участник крестовых походов не был чужд этой мистике и тут он призывает к подвигу во имя этой идеи.

Ссылка на часть 2. Ссылка на часть 3.


promo nihga june 6, 08:03 4
Buy for 100 tokens
Без шороха и стука, не грея, не горя, В мир тихо входит скука, и дни проходят зря, Не хочется работать, и даже – пить и есть, Всё только лень-зевота, желанье спать прилечь, Грозит безумьем скука, ужасным смертным сном, Бессильны тут наука, и медицинский дом, И не помогут…

  • 1
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Ой-вэй, яки мы культурненки!

Это было Ваше последнее хамство. Всего вам.)))

(Deleted comment)
Катулл - это античность. А христианская Европа - это уже другая эпоха. И до того это называлось Римская империя, а не Европа. Европа как субъект исторический не рассматривается в истории античности - она не была ещё цивилизована. Но специально для Вас - я и это уточнил.

Edited at 2017-05-16 08:47 pm (UTC)

(Deleted comment)
Значит по Вашему, в античности была уже полноценная история Европы.... Летописи там, государства и всё такое.... Ну, бывает, конечно, что тут скажешь.

Интересный материал, но поверхностный. Иначе в этом формате получится не может!

Конечно, это же всего лишь обзорная лекция на полчаса.)

А продолжение будет?

Вот: http://nihga.livejournal.com/458745.html завтра ещё окончание выложу.

Это я уже прочла! Буду ждать окончания!

Где-то после обеда, освобожусь - выложу. Сразу Вам напишу.

Заранее спасибо!

Значит тамплиеры были гностиками?

Это слишком категорично,

Там своя очень сложная история и мифология, а мы же про трубадуров разговаривали. Могу сказать только, что это всё очень близко.

С интересом таки прочел,буду читать дальше.

Спасибо на добром слове.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account