И вечный бой, покой нам только снится, сквозь кровь и пыль, летит степная кобылица и мнёт ковыль...

Previous Entry Share Next Entry
Некоторые скрытые смыслы сказки Гёте о зелёной змее и белой лилии
nihga


Сегодня состоялось очередное заседание литклуба "Аврора" в библиотеке имени Некрасова города Ижевска. Тема которую мы взяли на этот раз звучала как "Волшебная сказка в творчестве Ибсена и Гёте". Для обсуждения мы взяли пьесу Генрика Ибсена "Пер Гюнт" и произведение Иоганна Гёте "Баллады. Сказка о зелёной змее и прекрасной лилии из повести "Разговоры немецких беженцев". Мне достался Гёте и ниже я предлагаю вниманию читающих свой доклад на эту тему.

Данная сказка – завершает собой «Разговоры немецких беженцев» и безусловно может называться волшебной, но это не есть волшебная сказка в понимании, скажем такого авторитета в области фольклористики как Проппа, согласно которому волшебная сказка – это когда в ней участвуют волшебный предмет или помощник, или вообще есть какое-либо волшебство в обычном понимании и которая имеет чёткую, сложившуюся за века структуру повествования. При этом под волшебным понимается что-то магическое, необыкновенное или невозможное в обычном мире, что-то связанное, как правило, с миром потусторонним. Но несмотря на то, что сказка эта – литературная и преследует иные цели чем сказка аутентичная, народная, магия своя тут, конечно, есть и это магия преображения человека, выхода его души на высший духовный или сверхчувственный уровень. Развитие человеческой души и выход её на новый уровень существования, бытия. Так что можно сказать, что связь с миром потусторонним, горним, духовным тут тоже имеется.

Собственно есть хорошее эссе Рудольфа Штайнера – доктора философии, известного эзотерика, исследователя творчества Гёте и основателя антропософии в основе которой лежит как раз фаустианство, «Духовный склад Гёте сквозь призму сказки о зеленой змее и белой Лилии» написанное в 1918 г. Но эссе Штайнера – оно достаточно велико, рассчитано на очень подготовленного читателя и, на мой взгляд, Штайнер не говорит всего про «Сказку». Делается это по соображениям морали и приличия, скрывающих некоторую тёмную, неприглядную, оборотную сторону фаустианства как явления и ещё для того чтобы не сказать лишнего непосвящённым. Последнее, наверное, особенно важно. Фраза Гете, сказанная им своему секретарю Эккерману, примерно в 1829 году про самого «Фауста», что профаническое большинство оценит только драматическую сторону поэмы и лишь немногие посвящённые постигнут истинный скрытый смысл, справедлива и для самой осуждаемой нами сегодня «Сказки», и для эссе Штайнера. Соответственно, я многое взял в своём мини-эссе у Штайнера, ключи там кое-какие заложены, потому знающих эту работу прошу – не судите излишне строго, учитывая, что данный доклад должен быть значительно ёмче в рамках нашего литклуба.

Для начала, я должен кратко рассказать некоторую предысторию написания произведения, т.к. так станет понятнее основной смысл. Дело в том, что «Разговоры немецких беженцев» и главное – собственно «Сказка», это переработанная художественным языком философская идея Шиллера, с которым Гёте дружил, о том, как человеческая личность должна стать раскрепощённой, целостной. «Подлинно достойная жизнь человека», как называл это сам Шиллер. То есть человек гармоничный должен целостно сочетать в себе сверхчувственную духовность – разум в высшем понимании, и чувственную человеческую натуру. Разум должен владеть страстями и инстинктами, а последние, гармонически дополнять, обогащать его (разум) собой. Если человек только раб духа – он становится бесчеловечен, а если человек раб чувственного – он становится звереподобен. Это можно сделать, перекинув мост от человека обыденного, подверженного угнетению и отчуждению в нашем теперь уже, увы, общемировом капиталистическом мироустройстве, но тут важнее, что к жизнеустройству изначально несправедливому, угнетающему и отчуждающему человека, к человеку раскрепощённому идеальному. То есть свободному в истинном понимании слова. «Человек, который оказался бы в состоянии явить в своей чувственности духовность разума, а в своем разуме - действие стихийной силы страсти, стал бы свободной личностью. Развитие свободной личности, по мысли Шиллера, должно стать основой гармонической общественной жизни», - Р. Штайнер.

Тут важно оговорится, что истинная свобода человека состоит в служении высокой идее, высокому смыслу, истинной любви. Свобода ради свободы – это то, что приводит в итоге к пустоте, исчерпанности и разрушению. Об этом, я думаю, хорошо скажет наш докладчик по «Перу Гюнту», т.к. «Пер Гюнт» как раз об этом. Но можно привести пример некоторых реальных известных персонажей века ХХ, и первый кто приходит мне на ум – это рок-идол Джим Морриссон. Человек, который настолько был одержим вот такой свободой и желал избавиться вообще от любых человеческих привязанностей – связывающих, по его же мнению, его как свободного человека, что остался на момент своей смерти совершенно один, в полной пустоте и бессмысленности. И смерть в конце этого пути – это всё что ему оставалось. То есть такая свобода без высокого служения идее, совершенно логично выродилась в превращённую форму. Это вообще типическая западная идея свободы, совмещённая с крайним западным индивидуализмом, её максимальное проявление и неизбежный крах. На самом деле, история Джима Моррисона - это не история борьбы за свободу, как подают её торгующие его смертью для того чтобы также уничтожать ищущую смысл жизни, лучшую часть молодёжи, а трагедия подмены ценностей и самообмана итогом которых стала достаточна ужасная гибель вживе этого человека.

Но вернёмся к «Сказке». Так вот, такие идеи Шиллера и сказка Гёте – это их реакция как прогрессивных немецких интеллектуалов своего времени на события Великой Французской Революции. То есть на главные её ценности: «Свобода, равенство, братство!». Они предлагают решать этот вопрос в первую очередь не путём революции социальной, а методом эволюции духа. То есть властьимущие, по их мысли, став истинно просвещенными людьми сами решат все эти вопросы, видимо, путём воспитания гармонических личностей из нового поколения и всех тех, кто этого пожелает. Однако, такое решение как показывает история третьего рейха – невозможно. Как правило, это заканчивается тем, что узкая кучка посвященных в такого рода тайны человека становится закрытой элитной кастой и начинает всячески угнетать профаническое большинство. Собственно, наверное, элита в принципе становясь эдакой вещью в себе, в силу её тяготения к идеям сверхчеловечности, всегда будет стараться замкнуться и доминировать над большинством. Но, тем не менее, такие идеи имели место на тот момент и их важно рассматривать, т.к. это ответ немецкой элиты идеям французской Революции, идеям вольтерянства. Ответ, представляющий собой мировоззрение автора «Фауста» - корневой для западной идентичности поэмы (кому интересно это изучить подробнее – читайте «Судьбу гуманизма в XXI столетии» в газете «Суть времени») примирения со злом и неисправимой греховности человеческой натуры, т.к. истинные идеи свободы, равенства и братства современный Запад давно полностью отринул.

Сначала важно обозначить персонажей сказки, которые есть силы, существующие в душе человека. Т.е. человек у Гёте – это макрокосм по меткому выражению Штайнера. Собственно душа человеческая – это юноша. Берега реки – царство свободы в сверхчувственном и царство необходимости в чувственном. Лилия – это мир сверхчувственного, к которому так стремится юноша/душа. Брак юноши с прекрасной Лилией – подлинно достойное человеческое существование царство внутренней свободы достижимое человеческой душой с дремлющими в душе сверхчувственными силами. Змея тут царство чувственного. Золото – это мудрость познания как научного, так и житейского. Болотные огни – те, кто впитывают, тянутся к мудрости и передают её ищущим, сами при этом они не изменяются в процессе поглощения золота (вот это практически сказочные персонажи). Золотой король – король мудрости, также это символ эпохи Сатурна (дубовый венок). Серебряный – король чувства. Медный – символизирует волю. Четвёртый король - угнетающее душу хаотическое смешение даров воли, чувства и познания. Великан – сила души, которая хочет привести к свободе путём насилия и принуждения, исторические события того времени, сумеречное состояния человеческого сознания, народная революция. Тень великана – глухой порыв к идеалу, причина всех революций, желание человека вернуться к своей родовой сущности. Мост между реками появляющийся в полдень – творческий акт, прорыв из мира чувственного в сверхчувственный. Лампа старца – лампа мудрости для того, кто обратил навстречу лампе свой внутренний свет. Жена старца - способность человеческого восприятия и представления и память человечества о своем историческом прошлом. Храм брака юноши и Лилии – дом новой свободной души, щедро несущий мудрость и красоту окружающим.

Итак, мы имеем в виде этой «Сказки» историю развития души. Золото мудрости, попавшее из-за легкомыслия болотных огней в расселину, где обитает змея, изменяет её. Змея становится красивей и развитее, затем болотные огни ещё больше напитываю её этой мудростью, в благодарность змея рассказывает, что попасть на тот берег, в мир сверхчувственного можно в полдень по возникающему мосту (творческий порыв, прорыв в сверхчувственное – это огням, лишённым способности творить, никак не подходит) или по тени великана, на закате. Затем напитавшаяся мудростью змея ползёт в найденный ею и пока ещё сокрытый храм новой свободной души, где она встречает трёх королей золотого (мудрость), серебряного (чувство) и медного (воля). Четвёртый – хаотическое, негармоничное сочетание этих качеств невиден в тени и ему предсказано, что он не сможет стоять. То есть, тут человек, развивающийся гармонически, систематически и постепенно познающий сокровенные тайны человеческого существа, противопоставлен человеку профаническому. Гармонический человек превосходит профанического, что особенно будет видно в конце, когда болотные огни выедят из него всю мудрость золота и четвёртый король рухнет, став назидающим памятником самонадеянности и спеси.

Старец с лампой, ведущий по пути познания сокровенного только тех, кто сам упорно ищет такого знания, говорит о трёх тайнах – самая важная из которых открытая и узнаёт от змеи четвёртую, после чего говорит, что урочный час близок. То есть чувственная душа уже достаточно напиталась мудростью и готова пожертвовать собой ради достойного существования человека. Это есть идея Гёте «отказаться от существования, чтобы существовать» или отречения от себя не для себя. Формула подлинного человеческого существования. Жизни в полном смысле слова. Хотя, конечно, в случае Гёте очень важен вопрос какую цельон преследует? Т.к. в процессе его жизни видно как в его творчестве первые порывы юношеского задора и непримиримости с неравенством сменяются зрелым и холодным "эльфическим", как называет его Т.Манн в "Лотте в Веймаре" взглядом на сущее. И никак не христианским. Сам же Гёте говорит, что "Цель должна рождаться прежде всего из жизненного опыта" - Р. Штайнер.

Старец возвращается домой, где его жена (символ человеческого восприятия и исторической памяти) рассказывает ему о несчастье с мопсом и своём обещании огням заплатить за них перевозчику, на что получает совет отнести его в царство Лилии в полдень и заплатить перевозчику овощи. Старухе трудна и непосильна ноша живого (овощи) и вдобавок на этом пути её грабит великан. В результате ей приходится обязаться реке своей рукою в том, что она отдаст свой долг ей. Тут она встречает юношу. Юноша одет как знатный воин грек или римлянин и удручён своим желанием вступить в пока невозможный брак с Лилией. Узнав, что старуха идёт к Лилии, он отправляется с нею по полуденному мосту которым стала змея, напитавшаяся золота-мудрости. То есть Гёте этим подчёркивает, что творчество без чувственного невозможно, а тем, что мост стал просто драгоценным – ценность познания для обогащения творчества.

Юноша со старухой приходят к Лилии, которая тоже тоскует в своей невозможности соединиться с юношей, а также потому что все кто неподготовленные ко встрече с ней при касании её – умирают. У ней есть даже целый сад деревьев выросших на могилах её любимцев, т.к. у неё есть свойство оживлять ветки деревьев посаженные её рукой на эти могилы. Тут же мы узнаём песню-предсказание, что когда над рекой появится мост, а затем храм – брак её с юношей состоится. Старуха рассказывает Лилии о мосте через реку, а змея, ставшая вновь змеёй – храме который уже сооружён, но до поры – под землёй. То есть, ту описано постепенное приближение развивающейся души к миру сверхчувственного через чувственное. Развивающаяся таким образом душа уже может прорываться в сверхчувственное не только непроизвольно в творческом акте, она уже может заходить туда периодически с помощью развития себя через некие знания, кстати, необязательно сокровенные.

Но юноша не выдерживает муки разлуки со столь близким предметом его мечтания и преждевременно кидается к Лилии. Что почти стоит ему жизни. Спасает его от немедленной смерти только обернувшаяся вокруг него совершенно неслучайно Уроборосом (об этом Штайнер не говорит) змея. Уроборос – это символ того животного бессмертия, о котором говорит Платон устами Сократа в «Тимее». Тягостная власть материального мира – гемармен, как говорят гностики. А в рукописи «Гимн Жемчужине» изапокрифических Деяний апостола Фомы - змея, это символ жестокого материального мира Демиурга у которого нужно вырвать свою жемчужину-душу. Тут же имеется ввиду, что душа ещё не вполне готова к финальной гармонической трансформации, что она должна перестать существовать, родиться заново для того, чтобы быть в силах принять такое сверхчувственное знание.

Должен отметить, что тут есть также неизбежные отголоски европейской куртуазности, т.к. последняя прямо связана с такого рода знаниями, привезёнными когда-то крестоносцами с Востока. Лилии приносят арфу – лиру, символ поэзии, она одета в белое и скрыта под огненной вуалью, и, играя на арфе, она скорбит о своём верном павшем рыцаре – всё это есть прекрасный символ, отражённый в зеркале. Огненный цвет – это пламя души поэта, сама она тут – воплощённая Прекрасная Дама, а красивый символ – является только отражённым, что и являет собой поэзия трубадуров, т.к. фактически куртуазность есть несколько совсем иное.

Но вернёмся к «Сказке». Все ищут старика с лампадой, проводника на пути в сверхчувственное, которого приводит ястреб, т.к. звезда или птица указуют такому человеку путь, когда кто-либо в такой беде. Тут собираются все и старуха, и Лилия со своими девушками, и болотные огни, и змея обвившая юношу. Змея жертвуя собой, становится постоянным мостом через реку и теперь по нему может пройти любой желающий, Лилия касаясь мертвого юноши и змеи, оживляет юношу, но это ещё не есть полное оживление. Все вместе они идут к храму с медными воротами (как одни из врат Аида) и золотым замком, который съедают болотные огни и таким образом они заходят в ещё подземный храм.

Диалог с королями я даже процитирую:

«После некоторого молчания золотой король спросил:
- Откуда вы пришли?
- Из мира,- ответствовал старик.
- Куда вы идете? - спросил серебряный король.
- В мир,- сказал старец.
- Зачем вы здесь? - спросил медный король.
- Чтобы сопровождать вас,- ответствовал старец»
.

Снова «отказаться от существования, чтобы существовать», только в этот раз короли, мудрость, чувство и воля восшествуют параллельно с этим процессом, т.е. грядёт явление обновлённой души.

Храм прорывается наружу из-под земли, так дом новой, достойной жизни души является миру. Причём, лачуга перевозчика, накрывшая старика и юношу, становится великолепным серебряным алтарём в этом храме. То есть в основании храма заново родившейся для достойной жизни души, лежит чувственное начало.

Короли напутствуют обновлённую душу:
«- Меч у левой руки, правая рука свободна! - возгласил мощный король.
Затем они подошли к серебряному королю, тот протянул юноше свой скипетр. Юноша взял его в левую руку, и король ласково сказал:
- Паси овец своих!
Тогда они подошли к золотому королю; тот, словно отечески благословляя, возложил на голову юноше венок из дубовых листьев и сказал:
- Познай высшее!»
.

Новой душе, таким образом, даётся символическая полная власть над сущим, это царство отцов. Юноша говорит старику, что тот забыл ещё силу любви, на что старик возражает, что любовь не властвует, а созидает.
И только теперь юноша готов к браку с Лилией, что они и совершают. И это не только символ соединения со сверхчувственным, это ещё и соединение вечно женственного и вечно мужественного начала – андрогин и алхимический брак, в результате которого должен получиться совершенный, золотой, чистый от примесей король. Чистая духовная субстанция.

Старуха, символ исторического прошлого и восприятия человека, искупавшись в реке – обновляется и омолаживается. Великан производит своё последнее разрушительное действие, т.к. ввиду возможности просвещения для всех и каждого сумеречное сознание и угнетение одних другими теперь не возможно. Люди любуются новым храмом – обновлённой и ведущей теперь достойную человеческую жизнь человеческой личностью, душой и блуждающие огни рассыпают золото четвёртого короля вокруг храма. «Жадная до денег толпа кидалась то туда, то сюда, люди теснились, давили друг друга, дрались даже тогда, когда сверху уже не сыпалось никаких золотых монет. Постепенно толпа растаяла, каждый пошел своей дорогой, но и по сей день еще кишит людьми мост, и во всем мире не сыскать другого столь посещаемого храма». Так заканчивается Сказка.

Вся сказка, показывает процесс посвящения, инициации который имел место, например у масонов (а Гёте и Шиллер не могли ими не быть в то время в Европе) или, скажем, в первобытном обществе. Тут присутствуют аккуратные намёки на разнообразные инициатические сокровенные европейские практики и символы, ведущие к такого рода просвещению и соответственное мировоззрение. Это – ещё раз повторюсь, красивая сказка талантливого писателя для непосвящённых и перст указующий заботливого старшего брата для тех, кто идёт по этому пути.

И ещё кроме развития души, сказка рассказывает об эволюции духа вместо революции, которую элитные масонские ложи, напуганные историческим движением народных масс, предполагали для всего человечества и которая, в свою очередь как я уже показал выше, невозможна как решение вопросов истинныхсвободы, равенства и братства. Это типичные идеи идеализма, свойственные той эпохе наряду с идеями французской революции, максимально развитые в тоже время Гегелем. Они напоминают концепцию конца истории Фукуямы, потому что последний написал свою книгу взяв у своего учителя Кожева, несколько извращённые идеи Гегеля (снова отсылаю всех к газете «СВ» только теперь к циклу статей «О марксизме и коммунизме»). Ну и конечно, при этом повторив все гегелевские идеалистические заблуждения, о которых можно почитать, к примеру, в «Антидюринге» (там Энгельс в одной из глав показывает, что идеализм не имеет аппарата для объективного исследования и восприятия истории, а значит, и действительности, а потому как система познания и преобразования действительности - т.е. метод научный, устарел).

Гёте, ярчайший представитель тогдашней европейской элиты, также рисует представляющийся ему последний вздох исторического развития человечества в виде великана его символизирующего и замершего в неподвижности памятником остановившейся истории, на мосту между сверхчувственным и чувственным – в новой эре Сатурна, новом Золотом веке. Это вожделенные для него вещи. Он не верит в свой народ и его историческую силу, даже просто отрицает последнюю. И потому это никак не есть марксовское «Из царства необходимости в царство свободы», потому что по этому пути изначально смогут пройти только посвящённые и допустят к нему только немногих. К продолжающейся после такого преображения какой-либо последующей истории, а значит и гуманизму, это отношения (т.к. человек становится человеком только в развитии и преодолении) не имеет. Они тут просто невозможны т.к. нельзя верить в человека деля людей на две части: правоимеющих (просвещенное большинство) и тварей дрожащих (профаническое, сознательно отчуждаемое от такого рода знания и знания вообще – большинство). Вот такая она, Сказка Гёте о белой Лилии и зелёной змее.


promo nihga june 6, 08:03 4
Buy for 100 tokens
Без шороха и стука, не грея, не горя, В мир тихо входит скука, и дни проходят зря, Не хочется работать, и даже – пить и есть, Всё только лень-зевота, желанье спать прилечь, Грозит безумьем скука, ужасным смертным сном, Бессильны тут наука, и медицинский дом, И не помогут…

  • 1
С большим интересом прочитал ваш доклад. Спасибо!

Пожалуйста.)

интересно у вас в Ижевске!

если бы губернатор к вам на клуб ходил бы, может у него всё по другому бы сложилось...

Re: интересно у вас в Ижевске!

Губернатор Ижевск не жалует.)) А приедет они с нашим Бречаловым граффити будут рисовать на стенках... http://nihga.livejournal.com/453170.html )))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account