И вечный бой, покой нам только снится, сквозь кровь и пыль, летит степная кобылица и мнёт ковыль...

Previous Entry Share Next Entry
Любовь и смерть в "Притяжении" Ф.Бондарчука
nihga


Что-то я тут как-то прямо в кинокритики-самоучки подаюсь второй раз подряд, после своего эссе о "8 1/2" Феллини. Что-то никак не даёт мне покоя наше важнейшее из искусств. Теперь - заметка о кино современном: я тут посмотрел таки бондарчуковское "Притяжение". Ну вот даже не знаю, чего вдруг. Ведь вроде как реклама этого фильма по ТВ настолько набила оскомину, что у меня была твёрдая уверенность - фильм очередной достойный пациент критиков типа Бадкомедиана, на который будет сделан ещё один его убийственный обзор. Но в процессе просмотра, совершенно неожиданно оказалось, что фильм несёт ещё и какое-то чуть не высшее смысловое, может даже метафизическое и философское содержание и вот оно, как это ни странно, как минимум, убедительно... Фильм оказался и не то чтобы совсем шедевром, но и не пустышкой набитой одними спецэффектами. Вообще говоря образно, на мой взгляд, в фильме, сквозь действительно очередного клиента Бадкомедиана, вдруг прорастает ещё один, совершенно другой фильм. Как будто вначале снимали один, а в конце совсем другой сценарий, ну или его снимали по таким разным сценариям, два совершенно разных человека. Только с теми же актёрами, завязкой сюжета и т.п.

Немного надо сказать о каждом из этих двух составляющих, так странно притягивающихся (на мой взгляд) в данном фильме. Начну с первой - которая мне не понравилась. Это всевозможные алогизмы, ляпы сюжета, подражания Голливуду и т.д..

Например – папа главной героини, полковник (или таки генерал? вот тут, сразу оговорюсь, могу ошибиться...) ВС РФ, какого-то сверхсекретного отдела, являющийся ответственным за ситуацию с инопланетянами, запросто хамит президенту России (что особо пикантно – президент в фильме носит простое русское имя Сергей Иваныч...) и играется в «обидки», вместо предложения какого-либо конструктивного решения, в один из самых критических моментов. Мало того, папа также запросто разгоняет наиважнейшее совещание, когда его любимая доча ему заявляет, что она беременна. Так что Родина у нашего бравого вояки т.о. - как-то очень вторична... Я, конечно, понимаю, что есть какой-то процент такого рода людей на службе защиты Родины, но зачем в кино показывать именно такой типаж?

Далее, чертановская расслабленная молодёжь, которая даже в фильме показана передвигающейся только на авто, а не ходящая ногами по земле (т.е. люди, не очень выносливые по определению...), запросто пробирается на закрытый объект охраняемый сверхтренированными спецвойсками ВС РФ и затем от этих спецвойск (!) также легко удирает.

Ещё, пришелец, с краденым пропуском главного начальника на секретном объекте, которого тут знают просто все, будучи никак с этим начальником не схож и, одетый в рваньё из гаража, запросто идёт по людному коридору учреждения. А затем совершенно запросто, одев халат и респиратор, забирает случайно оказавшуюся у армии супердеталь пришельцев, и всем на всё это, до момента собственно утраты данного артефакта, плевать (так и хочется вспомнить задорновское: "Ну, тупые!...").

Далее, крайне оригинальна супертехника пришельцев, которую может использовать, кто попало (даже в "Судье Дреде", помнится, создатели фильма генетический определитель на супероружие судей догадались придумать). Это при том, что у пришельцев существует шибко строгий протокол, чтобы данные технологии к землянам ни в коем разе не попали. А утраченный в результате падения суперкостюм-экзоскелет пришельца Харитона (ну, это его так для своих главная героиня называет, чтобы никому ничего не объяснять), несмотря на этот же протокол, никто из пришельцев даже искать не пытается. Ну и самого пропавшего, оставшегося без связи Харитона, тоже кстати.

Далее – какая-то странная деталь с водой, которую пришельцы то ли похищают, то ли просто чинятся с помощью неё. Потом она (эта деталь сюжета) бесследно рассасывается как-то сама собой. Прямо как шут в «Короле Лире»! Только вот шут-то понятно, зачем у Шекспира, а вода тут – вообще особо никак и ни к чему. Если сие, причина социальной напряжённости – то почему потом этот факт исчезновения в округе воды, тоже просто исчезает?

И самое интересное: молодёжь, восставшая против пришельцев с рекламным слоганом "Земля для землян", украшенная своеобразными крестами (такой, очень сложный намёк, правда?) устраивающая потом возле корабля мини-майдан а-ля Киев зима 2013-2014, и которую бывший парень главной героини вытаскивает на протесты самым подлым обманом (майдан, кстати, не удаётся, в т.ч. и потому, что пришельцы с войсками РФ, на которых начинают бежать киношные майдауны, настроены очень миролюбиво...).

Кроме этого местами проглядывает современная актёрская «школа» - банальное неумение играть, голливудские штампы и другие банальные повороты сюжета. Ну и ещё масса таких же моментов.

Теперь же о самом главном. О том, что составляет, то, что мне понравилось (так сказать - второй, хороший фильм в фильме "Притяжение") и вот эти досадные вышеприведённые вещи, в общем, заставляет забыть.

Во-первых, всё тот же полковник-папа главной героини, который её вроде как бы во всём контролирует. Но дочка делает при всём том, являясь такой полумажорной школьницей/носительницей культуры афроамериканских гетто США, что хочет. На папу наплевав с самой высокой колокольни. Папу такая видимость порядка совершенно устраивает... Что, к сожалению, соответствует нашей с вами действительности – ведь мы тоже ежесекундно делаем вид, что всё вокруг, хорошо. А это явно не так – к примеру, скажите себе самому честно, вы, правда довольны тем, как ваших детей учат в школе, что им там прививают и т.п.? Нет, правда?! Вот потому, наверное, это как раз один из самых честных моментов в фильме.

Далее – мне очень импонирует такое не очень явное осуждение авторами фильма уже мною упомянутой американской реп-субкультуры, которая российской молодёжи сознательно подаётся много лет, как образец для подражания. Все вот эти диковатые резкие жесты, неумность и недалёкость, неспособность к пониманию сложного и тонкого, эмоциональная тупость, слегка наркотизированная манера разговора, максимально расслабленный стиль жизни (как раз та самая "Сладкая жизнь" как её, жизни, истинная суть) и соответственные "ценности": деньги добытые любым путём (добытый мародёрским путём суперкостюм пришельцев приятель Юли, Артём и его Ко, первым делом подумывают продать через интернет), дорогие тюнингованные авто, хрипящие супербасы музыки отбивающей мозг, с никаким музыкальным и смысловым содержанием и пр. Авторы явно показывают, что это - дикари, варвары, неандертальцы.

Тут стоит сделать оговорку. Я понимаю, что возможно, Бондарчук и Ко, противопоставляя этим ребятам представителя более развитой цивилизации Харитона и Юлю (которая под влиянием любви к последнему очень изменяется в гораздо лучшую сторону), т.о. скорее всего, хотели снова показать так страшный для них простой русский народ (хотя, может и не хотели). Ведь Артём и Ко – протагонисты Харитона, показаны именно варварами. Они из-за просто животной ревности Артёма (это авторы передали вообще хорошо…) готовы убить Харитона, и плевать им на всю Москву, которая крепко пострадает от взрыва корабля пришельцев, если Харитон не вернётся туда с деталью для гиперперехода. И именно из невыносимости своей боли и ревности, Артём запускает обманом мини-майдан - друга Артёма в драке с Харитоном, случайно застреливает другой его приятель по компании, но Артём сваливает вину на пришельца и электризует толпу этой своей ненавистью и животной злобой.

В любом случае, вот такой массы, которая бесновалась на киевском майдане зимой 2013-2014-го, среди нашей молодёжи не много. У нас ни аналогов украинских свидомых, ни аналогов бандеровцев нет в таком количестве, несмотря на очень упорную работу фашистских концептов, прозападных НКО и нашей пятой колонны во власти, разрушающей отечественное образование вот уже 25 лет. И очень много хороших, патриотичных ребят, хотя образование их очень и очень хромает. Потому, ежели даже создатели хотели показать народ так, а может и не хотели – может это имеется ввиду как раз немногочисленная фанатская тусовка, её профашистская часть, народ наш, его молодая поросль, у них не вышел. Так что это всё равно момент, который я считаю удачным. Особенно хорошо передана мотивация всех действий Артёма – это такой взрослый ребёнок, безответственный инфантил, который готов разнести всё вокруг, но только получить вожделенную игрушку. А когда это не происходит, боль настолько невыносима, что он готов даже убить свою вроде бы любимую девушку…

Конечно, тут Фёдор Бондарчук технично "забывает" обсудить главный вопрос: а что, он лично не участвовал все эти 27 постперестроечных лет в процессе регресса, который сделал поколение молодых россиян вот такими? Он не снимал и не снимался в постмодернистских лентах уродующих русскую классику? Он не пропагандировал эту чёрную субкультуру и культ всевозможной (эмоциональной, умственной и пр.) тупости? Не тащил сюда западные «ценности», которые нам сливали из их канализации? Не врал про советскую историю? Не славил фашистских «рыцарей» в «Сталинграде»? Не уничтожал, в результате всего вышеперечисленного, ту самую «дней связующую нить» в России, из-за чего и стало возможным появление вот таких, не взрослеющих ребят? Перед тем как их в чём-то осуждать, он за это своё прошлое, покаяться не желает? Вот пока на эти вопросы, такие как Бондарчук-младший хотя бы сами себе честно не ответят – будущего у них нет. Одного, пусть и неплохого, фильма, тут явно недостаточно.

Но вернёмся к главному – к герою-пришельцу и героине. Их история, возникающая в середине фильма, как я уже писал выше, вдруг создаёт в не очень внятной каше шедшего до того действа, главный смысл фильма. Смысл этот – снова её величество Любовь. Что особо приятно и можно смело ставить создателям в заслугу (по нынешним испорченным временам - очень большую заслугу) – она тут ничем не опошлена. Сознательно пошло показана и этому чистому чувству противопоставлена, попытка Артёма чисто потребительски воспользоваться чувством Юли, уродливыми установками их социума (когда считается что хорошо, правильно и можно, запросто поддаться животному импульсу а не настоящему чувству) и пустой квартирой её же подруги.

Затем, после крушения корабля и гибели подруги, Юля, воспользовавшись для этого Артёмом и Ко, приходит в квартиру своей погибшей в результате крушения корабля пришельцев подруги, чтобы ещё раз вспомнить подругу, ещё раз окунуться в её мир. И пришелец Харитон в суперкостюме (непохожем на человека), приходит на этот импульс страдания и невосполнимой потери. Хотя их раса достигла, идя другим путём развития, бессмертия – и ему не вполне понятно это «человеческое, слишком человеческое». И оно, ему не вполне доступное, не совсем понятное, оказывается для него и его расы, самым важным. Затем он падает вниз, спасая Юлю, разбивается и выпадает из своего костюма. Артём и Ко, костюм утаскивают и по дороге теряют деталь от корабля для гиперперехода – последняя достаётся военным. А Харитон, который оказывается таким же как мы с вами, остаётся лежать раненый.

Юля, которая сначала его бросает умирать (как бы в отместку за смерть подруги), вдруг понимает, что она не может так поступить. И вот этот момент очень важен, школьному приятелю который должен Харитона вылечить, она говорит, что она пришельцу «должна» за спасение своей жизни. Но это не вполне так, т.к. на самом деле она понимает, что бросила другого человека в беде и потому, иначе как попытаться спасти его, она поступить не может. В противном случае, она сама себя не простит, как уже не очень может простить себе, что в момент, когда её подруга, находясь на крыше, погибла, она находилась в квартире с Артёмом. Потому она возвращается в зону отчуждения и спасает Харитона. Затем, она снова пытается бросить его, вылечив: «Ты же из сверхрасы, вот и иди до своих сам как-нибудь!», но снова не может так поступить. В итоге, Юля влюбляется в Харитона.

Пришелец же Харитон, как уже было сказано, является представителем человечества пошедшего по более прогрессивному пути развития и победившего смерть, постоянно говорит, что он никак не сверх, а просто человек. Просто у них другой путь развития. Планета Земля, считается отсталой планетой – люди на ней воюют, враждуют, страдают и умирают, поэтому делиться с землянами знаниями его родного мира – нельзя. Это только навредит землянам. Но он уходит с корабля для того чтобы доказать своим сотоварищам, что на Земле осталось что-то очень важное, то что они, бессмертные, утеряли. Из-за чего их жизнь - это не совсем жизнь. И он в итоге находит это. Это – Любовь, которую смерть делает настоящей. Любовь, ради которой можно пойти на смерть, на жертву, на подвиг. Любовь, которая таким образом побеждает, преодолевает смерть.

Харитон, в итоге, жертвует собой ради Юли, после того как абсолютно обезумевший от своей пустоты и невыносимой боли Артём, расстреливает их из случайно попавшего ему в руки автомата… Таким образом, его жертва совершена, бессмертные пришельцы спасают Юлю и не вполне понимают, почему их соплеменник поступил так. Но жертва Харитона не напрасна – любовь преображает Юлю. Она становится другим человеком из взбалмошной полумажорной московской девчонки. Она взрослеет. А бессмертным, вдруг становится понятнее, чего нет в их бесконечной, но не очень полной жизни. Артём же так и остаётся сгорать в тисках пустоты и боли.

Понимаете, в фильме вдруг, неожиданно, оказывается практически всё самое главное. И те, кто не могут любить, т.к. не готовы отдать самого себя ради любви – готовы только брать, но не отдавать. И сжигающая их в пламени и тьмы ненависти пустота. И любовь как сила преобразующая и созидающая, сила возвышающая и облагораживающая, сила самой жизни. То, о чём говорится: «Бог есть Любовь», и смерть – отступает в итоге перед такой Любовью, сдаётся. И те, кто присягают такой Любви…, но тут пусть за меня лучше скажет Владимир Семёнович Высоцкий:

И много будет странствий и скитаний,
Страна Любви великая страна,
И с рыцарей своих для испытаний,
Все строже станет спрашивать она,
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя отдыха и сна,
Но вспять безумцев не поворотить,
Они уже согласны заплатить,
Любой ценой и жизнью бы рискнули,
Чтобы не дать порвать чтоб сохранить ,
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули…


И вот из-за второй части фильма «Притяжение» я не согласен с Википедией, что "обрисованный в духе социальной фантастики", рассказывает только "о первом столкновении человечества с инопланетным разумом". Это не только так. Фильм в тоже самое время - это ещё и размышление, притча. О смысле жизни, о любви и жертве во имя последней. И, несмотря на всё то, что я выше сказал о Бондарчуке-младшем, и что в отношении последнего всё также справедливо, и чего сам факт вот этого фильма не отменяет, хотя и внушает в отношении Фёдора Сергеевича определённые надежды, я бы даже сказал, что данный фильм посмотреть стоит (вот, честно - сам не ожидал, что буду рекомендовать "Притяжение" к просмотру...). Не то, что жизненно необходимо, но – стоит. На фоне современного бессмысленного или извращённого западного кино, или раболепно подражающего ему и потому - ещё более пустого, нашего, этот фильм, может быть какой-то небольшой росток нового сознания. Не самый сильный и не самый здоровый, но он есть. И это уже хорошо.


promo nihga june 6, 08:03 4
Buy for 100 tokens
Без шороха и стука, не грея, не горя, В мир тихо входит скука, и дни проходят зря, Не хочется работать, и даже – пить и есть, Всё только лень-зевота, желанье спать прилечь, Грозит безумьем скука, ужасным смертным сном, Бессильны тут наука, и медицинский дом, И не помогут…

  • 1
Неожиданно."Не самый сильный и не самый здоровый" - Федя никогда и не обладал качествами своего Великого отца, передохнула природа на нём, даже сравнивать противно. Я уже после "9 роты" зарёкся обращать на его с большой натяжкой "творчество" внимание, однако, протест наших граждан по поводу расходования их средств на постановку экшенов типа "Сталинграда", заставил меня посмотреть и этот "гениальный шедевр" современного киноискусства. Теперь даже под пытками никто не заставит меня поверить в его(Федин) "гений", и боже меня упаси от просмотра.

Нет, это понятно всё. В том-то и штука, что неожиданно это на неплохое кино тянет...

Эмоционально отреагировал на Федю, точнее на то, что Вы посвятили его "творчеству" целую статью, и не сказал самого главного: статья Ваша интересна и содержательна, затягивает - не оторвёшься, спасибо, но смотреть фильм всё равно не буду.

Так ведь никто этого и не требует.)))

Прочитав ваш отзыв о фильме, понял, что ничего не изменилось со времени "Острова обитаемого". Очередная гламурная поделкаи распил бабла, увы. Смотреть теперь уже совершенно точно не буду, даже качать с трекера :) Спасибо

Ну всё же не вполне так...

Edited at 2017-02-09 02:23 pm (UTC)

Спасибо за статью. Заинтриговали. Найду время - обязательно посмотрю "Притяжение". Предыдущую "нетленку" данного автора не видела. Достаточно было отзывов. А этот надо посмотреть.

Всегда пожалуйста. Конечно, посмотрите, тем паче, что - вдруг мне это показалось только?

Вам не показалось, это действительно так.
Это не увидят те, кто безнадёжно ожесточён, или эгоистичен.

Безнадёжных не так много.

И это радует.

Интересно.
Тоже думал сходить глянуть на эту киноподелку. Личность режиссера останавливала.

Нет, всё-таки посмотреть можно. А может и нужно.

Не хотел идти, но после данной статьи сходил. Мое мнение совпало с мнением автора =)

Что совпало - это хорошо.))

Думал мне одному кино понравилось. Пока не картина, но фильм. По поводу полковника, моё мнение это Меньшиков роль не понял и не прочувствовал, хотя с Остапом Бендером вышло так-же. А по поводу Любви... Мне кажется там любовь к инопланетянину не главное... Прощение... Артём Юлю, Юля Артёма... Критик это ещё и литератор. Подобрать много слов к фильму можно, а вот описать тонкое послевкусие после фильма... Что-то осталось после просмотра... Тонкое, неуловимое и очень глубокое, которое и сам Федя, думаю не понял, но передать сумел.
...
"Милосердие - поповское слово."

Edited at 2017-02-09 08:55 am (UTC)

Ну, прощение - тоже, да. Только Артём-то не простил так. И вы правы - что-то после ильма остаётся, это не пустышка.

Теперь буду смотреть, но не в кино.


Посмотрите, конечно. Фильм не пустышка.

Инопланетяне у которых нет любви. Какой оригинальный сюжет!

Ну уж какой придумали.)))

Финансировать ф.бондарчука - себе же во вред. Каждый рубль, потраченный на его "творчество" - это инвестиция в его будущие говнофильмы. Сами себе [могилу роем] контент заказываем, а потом плюёмся.
Не стоит пробовать бочку говна ради ложки растворённого в ней мёда.

Edited at 2017-02-09 12:35 pm (UTC)

Ну, Ваше мнение тоже имеет право на существование.)

Посмотрел. Заинтриговали сообщения во сколько стран продан фильм и т.д.
Отметил безупречные спецэффекты.
В отношении общей реалистичности больше воспринимал происходящее как пародию на киноштампы. Поэтому о ляпах не говорю.
Теперь о главном, о второй части. Ниасилил.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account