И вечный бой, покой нам только снится, сквозь кровь и пыль, летит степная кобылица и мнёт ковыль...

Previous Entry Share Next Entry
Чёрные дыры, памяти Алексея Жаркова
nihga


МОСКВА, 6 июня. /ТАСС/. После продолжительной болезни 5 июня на 69-м году ушел из жизни актер, кавалер Ордена Дружбы, народный артист России Алексей Жарков. Об этом ТАСС сообщили в Союзе кинематографистов РФ.

Н-да, царствие небесное Алексей Дмитриевич.... Ещё один хороший советский актёр покинул нас. Носитель той, ещё настоящей, старой советской школы актёрского мастерства. Человек создавший массу запоминающихся и ярких образов, ещё один из тех, кто и составлял славу советского кино и кто пусть косвенно, но отчасти способствовал его, этого кино (как культурной составляющей советской системы) разрушению и смерти своим творчеством (кстати, как раз "Город Зеро" откуда выложенная в начале поста фото - один из этих самых, разрушительных перестроечных фильмов, направленных на слом сознания советского человека).

Как и все позднесоветские актёры - это ещё один человек с двумя творческими биографиями (до 1991-го года и дальше). Причём как обычно та часть которая поздняя - она хронологически больше части советской, но все лучшие, известные образы и роли - остались там, в части советской. И данная ситуация - она справедлива и для всего отечественного кино в принципе. Советское кино (я тут о явлении в общем) - это эталон, по нынешним временам кажущийся недостижимым. Потому что все эти наши нынешние поделки - это такой очень жалкий компромисс между кино советским и продукцией Запада (в первую очередь, конечно, голливудской). Кроме того, в этом вопросе я согласен с мнением С.Кара-мурзы, который в книге "Советская цивилизация" очень чётко описал, посему наши советские "гении" типа Михалкова и Рязанова, после перестройки и получения ими так вожделенной "свободы творчества", быстро сошли практически на нет. Потому что, этих гениев делала таковыми хорошо отлаженная структура производства кино в СССР, советская отличная коллективная работа и в этой отрасли в том числе, и так ими, "гениями", первыми "креативными"...), ненавидимые худсоветы, которые и отсекали пошлость и безвкусицу. Когда всё эти факторы были убраны - мы увидели истинное лицо наших "гениев". И оно, мягко говоря, оставляло желать намного лучшего.

Но, предлагаю вернуться собственно к творчеству Алексея Дмитриевича. У него мало таких ролей, которые бы вот можно было назвать его эдакой визитной карточкой (ну как у Даля - шут из "Короля Лир" Козинцева, у Табакова - Олег Шамов из "Шумного дня" или кот Матроскин, у Смоктуновского - Гамлет из одноимённого фильма Козинцева же). Это актёр другого, конечно более простого уровня. Но при этом все его большие и маленькие роли (в первую очередь, конечно, советского периода) - они как-то запоминались, настолько та советская актёрская школа - есть Школа с большой буквы, а советское искусство, соответственно Искусство с большой буквы. И теперь, когда Алексея Дмитриевича уже нет с нами, и вообще каждый раз когда уходят люди из той, настоящей эпохи, так вот - только теперь становится понятно что мы безвозвратно теряем. Именно эти Школу и Искусство. И соответственно - культуру как таковую.

И, конечно, вполне логично, что то поколение в худшем случае рукоплескавшее распаду своей Родины, в лучшем - молчавшее в той же ситуации и ничего не сделавшее, уходит оставляя за собой вот такие вот чёрные дыры. Это - такая страшная расплата за то, что было сделано и не сделано, но нам, остающимся здесь и идущим дальше с этим ощущением теряемого очень ценного и крайне важного навсегда - от этого ничуть не легче. Нам приходится идти дальше в этом всё больше и больше расширяющемся пространстве чёрной пустоты... Однако, может быть именно в этом и есть какая-то надежда, т.к. только всё потеряв, возможно заново всё снова обрести. А потому - спите спокойно, Алексей Дмитриевич, вы так или иначе прошли свой путь, пусть этот путь и не очень однозначен, пусть земля Вам будет пухом.

В качестве постскриптума, выкладываю и предлагаю вниманию всех (кто-то вспомнит, а кто-то увидит в первый раз) фильм "Торпедоносцы" с участием Алексея Дмитриевича. Фильм хороший и к перестроечной продукции особого отношения не имеет, разве то, что снят в 1983-ем, накануне всех тех событий.



promo nihga june 6, 08:03 4
Buy for 100 tokens
Без шороха и стука, не грея, не горя, В мир тихо входит скука, и дни проходят зря, Не хочется работать, и даже – пить и есть, Всё только лень-зевота, желанье спать прилечь, Грозит безумьем скука, ужасным смертным сном, Бессильны тут наука, и медицинский дом, И не помогут…

  • 1
все роли Жаркова волновали меня и вызвали острое сопереживание. Сейчас смотрю на современную актерскую братию, ну как "двое из дворца, одинаковы с лица". Все такие гладкие, упитанные, холеные и пустоглазые, тфьу...

Да, Вы абсолютно правы.

хороший был актёр.

настоящее лицо, не обрамлённое и не ужатое худсоветами и цензурированием...
образ глубокий и трагичный. особенно для воображавших себя творцами.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account