И вечный бой, покой нам только снится, сквозь кровь и пыль, летит степная кобылица и мнёт ковыль...

Previous Entry Share Next Entry
О человечности в человеке (по фильму "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил") часть 1
nihga


Знаете, иногда так устаёшь от этого современного "искусства", что даже просто сравнивать их с недостижимо более высокими образцами прошлого, что я делал в предыдущем посте, не хочется. Поэтому я сегодня позволю себе вплотную обратится к кинематографу высококультурному, идейному и сверхсодержательному, советскому. Прошу не воспринимать мой пост как старую песню, что вот мол, раньше и трава зеленее была, и солнца ярче, а мы были молодыми-наивными. Тем паче, что наше поколение вступало в жизнь в момент уничтожения Советского Союза и потому только краем глаза сумело ту жизнь увидеть и очень мало понять. Просто, ввиду того, что кино советское имело стратегическое направление и творцы его (особенно ранние) дышали неподдельным энтузиазмом и верой в светлое будущее, это было Искусство, и именно с большой буквы. Но и там были, уже потом, в поздние времена, все эти тенденции какие в извращённом и предельном виде мы наблюдаем в кино российском современном - по сути своей антинародном, раскрепощающем низ и вообще расчеловечивающем (тут вот Badcomedian свой новый обзор на один из таких "шедевров" выложил - кто желает, может ознакомиться). Но как я уже писал выше - говорить сегодня об этом мне не хочется. Сегодня я предлагаю вспомнить чудеснейший фильм 1977 года (Бог ты мой, я только-только год как на этом свете прожил на тот момент!) "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" и взглянуть на него немного глубже, чем просто буквально. Что-то прочитать и понять в нём заново. Конечно, старшему поколению это, я думаю, итак всё было ясно, но вот остальным - уверен будет интересно. Ввиду того, что в итоге получилась достаточно большая статья, я разделю её на два поста, для удобства чтения.

Немного о самом фильме (судите сами кто и с кем этот фильм снимал тогда): режиссёр Кошеверова Надежда Николаевна - в её активе такие фильмы как "Золушка" 1947-го года, "Укротительница тигров", "Каин XVIII" , "Старая, старая сказка" и др. Сценарист Вольпин Михаил Давыдович - "Огонь, вода и... медные трубы", "Морозко" и та самая "Волга-Волга" (это только самые известные, конечно). Целая плеяда лучших советских актёров: Елена Проклова, Михаил Глузский, Татьяна Пельтцер, Владимир Этуш, Игорь Дмитриев, Михаил Боярский, Сергей Филиппов и пр. И конечно сам единственный и неповторимый Олег Даль в главной роли и возможно одной из своих лучших ролей. Говоря короче, при таком составе режиссёрской группы и актёрах, фильм уже не мог не получиться. Но тут ещё и очень глубокая воспитательная и (это, наверное, главное) метафизическая идея во всём этом заложена, о которой собственно и хочется поговорить. Эта идея - о человеческом в человеке и о том, что бывает в его, этого человеческого, отсутствии. Ввиду того, что главный вопрос современности, это именно вопрос гуманизма XXI века – вопрос о человеческом в человеке, наличие такой главной мысли делает данный фильм сверхактуальным.

Возникает логичный посыл - верифицируйте, пожалуйста, такую вашу заявку, что собственно я и попробую сделать. Начать стоит с образа Иванушки-дурачка - простодушного, доброго, бескорыстного, верного, честного, очень какого-то именно русского и просто не способного ко злу парня, готового помочь всем и вся, и отдать, если потребуется, последнюю рубаху любому, кому, по мнению Иванушки, требуется помощь. Он дурачок - потому что не врёт, не скопидомствует, не умеет топить слепых щенков и котят и разговаривает с ежом. При этом он не юродивый, а просто по-другому не может. И это очень гениально показанные и воплощённые в данном герое самые лучшие черты широкого и могучего, великодушного русского народа. Когда Олег Даль только появляется на экране: в этой своей шапочке вязанной как напольные коврики в крестьянских домах (моя бабушка такие делала), простой льняной одежде и с характерным выражением лица (каким-то невообразимо добрым и широким) – сразу становится ясно, вот он, Иванушка-дурачок. Тот самый герой всех этих русских народных сказок. Даль вообще настолько был талантливый актёр, что воплощался в роль прямо, как будто это он сам и есть, в данном случае – наш самый известный русский сказочный персонаж.

Но пойдём дальше. Завязка сказки в том, что Иванушка случайно подбирает брошенное похитителем золото купца Марко Богатого и решает вернуть похищенное купцу (по именному подстаканнику он узнаёт, что это – Марко Богатый, один из его антагонистов). При этом он встречает дочь купца Настеньку и, наивно приняв её за преступницу (дом Марко после ограбления с решётчатыми окнами и потому похож на тюрьму), он отдаёт ей свой последний пятак – милостыньку на пропитание (Настенька ему сказала, над ним смеясь, что они в этой тюрьме голодают). Это очень важный момент – этим своим жестом Иванушка проявляет такое глубокое участие в судьбе девушки (отдаёт ей единственное, что у него есть), которую он видит первый раз в жизни, что Настенька, которая до этого над ним откровенно смеялась (к примеру, про его прозвище она ему говорит: «Прозвище правильное»), настолько этим поражена, что этот пятачок берёт и в Иванушку влюбляется. Иванушка (который по-сказочному сразу и безоглядно в Настеньку влюбляется) проявляет этим своим поступком какую-то неимоверную открытость, чистоту и красоту человеческой души, в которую просто невозможно не влюбиться.

Этот честный и бескорыстный поступок Иванушки вернувшего золото хозяину, вступает в конфликт с представлением (очень неважном) о сути людей, купца Марко Богатого. Последний - богатей, и он считает всех окружающих прохвостами, лизоблюдами и мерзавцами посягающими на его богатство. Именно эти черты и присущи, по мнению Марко, всем людям. Человек - подл по сути в его системе счисления, и когда Иванушка возвращает ему у него похищенное золото, Марко не спит ночами (всё думает - да что же это такое?) - такое простодушие и бескорыстие никак не вписываются в его картину мира. И вот, наконец, ему снится сон, который он сам толкует как предупреждение, что: "Неспроста мужик золото принёс, хочет фальшивой честностью Настеньку (дочку Марко) мою подкупить и через неё завладеть всем моим богатством, а меня самого в лохмотьях по миру пустить!". При этом Марко приснился нищий похожий на него с его же именем, который присоветовал ему (Марко) решать самому. Марко не понял, что нищий во сне - это он сам, который ни кому и ни во что не верит, который настолько привязан к деньгам, что люди для него - мусор и всё это - его личный выбор. Он нищ в человеческом плане, духовно. Потому Марко понять такие вещи просто не в состоянии, и он велит своей служанке бабе Варваре Иванушку убить.

Попытка эта проваливается - опять же из-за иванушкиного простодушия, хотя Настенька успевает его предупредить, и баба Варвара которая его же чуть не угробила, становится союзником Иванушки. Она советует ему купить коня с телегой и уехать от преследований Марко. Марко же она говорит, что Иванушка умер. Это слышит Настенька и падает без сознания лишившись параллельно чувств. Докторам удаётся привести девушку в сознание, но чувства к ней так не возвращаются. Врач говорит следующую фразу по этому поводу: "О, вы не беспокойтесь. Известно, что люди лишённые чувства, чувствуют себя совсем неплохо". И вот Настенька теперь - человек без всяческих человеческих чувств.

Тут стоит оторваться от повествования сюжета и заострить на этом состоянии Настеньки особое внимание. Ввиду жесточайшего потрясения она теперь - как неживая. Она ест, пьёт и спит, но ко всему равнодушна. Когда батюшка повышает голос на доктора, сказавшего что так жить вполне можно - она затыкает уши, т.к. если слишком громко – ей некомфортно. Когда ей тихонько ночью устраивают встречу с Иванушкой – которого она считала мёртвым, она не радуется и не грустит, она просто хочет спать. Это человек, потерявший свою человеческую сущность и помочь ей теперь возможно только чудом. По сути своей это модель такого человека абсолютно самодостаточного, сверхиндивидуального, ограниченного, ничего не желающего и равнодушного. И ставшего таким, повторяю, ввиду жесточайшего потрясения.

В фильме такое состояния героини - это трагедия. И это логично, фильм сделан ещё в то время когда это человеческое в человеке, совершенно справедливо считалось высшей ценностью и активно в людях взращивалось и культивировалось. Однако по нынешним меркам, состояние Настеньки – это тот самый норррмальный и максимально обезличенный потребитель ("Как кукла живая" - говорит Иванушка волшебнику Лукомору). Такой чистый лист, который сам по себе пустое место и на нём различные транскопорации изображают свои логотипы соответственно его статусу и уровню потребления. Он не зол и не добр, он – полностью самодостаточен и автономен от всех окружающих. Он – равнодушен. Главное для него – его личный комфорт (тот самый "гнойник довольства и покоя"). И это-то и есть главное зло, ведь такой субъект не может, да и не желает сочувствовать, сопереживать, жертвовать, любить по-настоящему и пр., т.е. быть человеком в полном смысле этого слова…

Конечно, в такой беде Иванушка оставить свою любимую не может и отправляется за чудом для неё. Дальше я выделю ещё две встречи Иванушки важных для этой линии человеческого в человеке. Тем более что в сюжете они прямо связаны и имеют определяющий характер в этом вопросе. Первая – с конокрадом Федькой. Федька, увидев заснувшего в телеге Иванушку, решает не только коня похитить, но и ещё над Иванушкой зло подшутить – дескать, не коня Иванушка купил, а его, заколдованного колдуном за любовь к девушке, человека. Такой подлый обман и игра на легковерии человека для него – это такой особый воровской кураж, особая беспринципность, особое злодейство и особая же изощрённость. Без этого – он сам себя как вора уважать не будет, не сможет себя считать эдаким «романтиком с большой дороги», Робин Гудом со знаком минус. Именно поэтому он говорит своему гораздо менее тонкому помощнику – просто туповатому ворюге, всех этих вещей не понимающему: "Не выйдет из тебя настоящего конокрада".

Иванушка, по простодушию своему, в конце концов, Федьке верит и его отпускает с миром. И говорит, что вот Федя, у тебя же теперь скоро свадьба (Федька наврал ему, что он теперь, в человеческом облике, наконец, женится на своей возлюбленной), на, возьми от меня денежку как на свадьбу подарок, знаю мало, поиздержался, но у меня больше ничего нет. Федька поражён – на такой эффект он не рассчитывал. Простодушие и широта Иванушки сводят на нет всю его изощрённость. В нём начинает говорить давно забытая совесть. Не взять деньги он не может – обман вскроется, он их и берёт, но едва Иванушка скрывается из виду, он эту монету выбрасывает, будто она раскалённая – так она его подлую душу жжёт. И потому коня иванушкиного он отсылает назад к хозяину. Настолько злодеем, чтобы увести коня, наврать и обмануть такого человека как Иванушка (и ещё взять у него последние деньги), он быть просто не может. В конце концов, он просто вор-конокрад, а не исчадие ада какое-либо как Фауст (хотя и Фаусту приходилось очищаться от своих злодеяний, присоединяясь к Духу земли), и где-то внутри всё-таки в нём ещё теплится что-то человеческое. Потому он и фортели такие выкидывает – натура у него, заразы, творческая, живая и вполне человеческая. Иванушка же думает, что это злой колдун снова превратил Федьку в коня и теперь не садится на него и идёт к волшебнику Лукомору чтоб и коню (Федьке как думает Иванушка) помочь.

На этом первая часть закончена. Часть вторая.


promo nihga june 6, 08:03 4
Buy for 100 tokens
Без шороха и стука, не грея, не горя, В мир тихо входит скука, и дни проходят зря, Не хочется работать, и даже – пить и есть, Всё только лень-зевота, желанье спать прилечь, Грозит безумьем скука, ужасным смертным сном, Бессильны тут наука, и медицинский дом, И не помогут…

  • 1
хорошо написано.
прочёл твои стихи как Васю Тёркина. но для ролика - слабо: снять - это гемор сейчас. и звук тоже не одолел.
Господи Боже, как ты растёшь, дружище!

Спасибо на добром слове, стараюсь. Да и ты, Максим, тоже не без этого, мягко говоря. И это - хорошо!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account