И вечный бой, покой нам только снится, сквозь кровь и пыль, летит степная кобылица и мнёт ковыль...

Previous Entry Share Next Entry
Ноль или что осталось от творчества Никиты Михалкова?
nihga


МОСКВА, 29 января. /Корр. ТАСС Наталья Баринова/. Председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков получил в пятницу национальную кинопремию "Золотой орел" в самой почетной номинации - "За вклад в мировой кинематограф". Церемония награждения победителей проходит на киностудии "Мосфильм".
"Спасибо большое, - сказал Михалков со сцены. - Странно звучит: за вклад в мировое кино. Я не чувствую этого груза". Он добавил, что сейчас смотрел из зала отрывки из своих фильмов и думал: как много людей ушло. "Но многие и остались", - отметил он
.

Далее Никита Сергеевич сердечно поблагодарил соучастников своего успеха и принял сей приз от самого Э.Артемьева. Что особенно во всём данном благолепии - это кристальная честность Никиты Сергеевича: "Странно звучит: за вклад в мировое кино" и "Я не чувствую этого груза". Последняя фраза особенно замечательна, т.к. либо Никита Сергеевич кокетничает (что в его возрасте как-то несолидно, и наверное Михалков так себя вести всё же не станет), либо недоволен (маловато! МАЛОВАТО!!!), либо честно говорит, что этот его вклад (который может не очень большой, но несомненно есть) в разное время был диаметрально противоположным и потому что позднее его творчество полностью перечеркнуло в итоге раннее, теперь он взаимоуничтожился и равен, по сути своей - нулю.... Мне кажется, что имеет место быть последний вариант и сам Никита Сергеевич говорит как раз об этом.

Поверьте, я нисколько не хочу обижать нашего вполне прославленного режиссёра. В детстве, помнится, мне нравились какие-то его фильмы ("Свой среди чужих, чужой среди своих", "Я шагаю по Москве"). Правда теперь моё отношение к ним и к собственно личности Никиты Сергеевича несколько иное, не сказать - кардинально другое... Но тем не менее, я признаю, что определённый творческий багаж у Михалкова за плечами есть и первая часть его биографии - советская, была в том советском детстве (и не только детстве) многим, не только мне, симпатична и фильмы с его участием и режиссёрским в т.ч., нравились. И тут Никита Сергеевич получал призы за за тот же «Свой среди чужих, чужой среди своих» (премия жюри МКФ в Дели (1975)), за фильм «Раба любви» (приз «Пластина Золотого Тура» за режиссуру на МКФ в Тегеране (1976) и др.). Тут были и призы за фильмы "Неоконченная пьеса для механического пианино" и за "Несколько дней из жизни И.И.Обломова" и прочая, кому интересно - может сам поинтересоваться. Ну и все эти картины, с теми или иными к ним сейчас вопросами (есть где-то такая аккуратная русофобская антисоветскость, где-то - откровенная тоска по "России которую мы потеряли", а где-то - пропаганда мещанства и т.н. "маленького человека", что в итоге слившись в одну такого рода мутную волну, стало одной из основных причин успеха перестройки и гибели СССР), но были в общем на хорошем советском высоком культурном уровне (этого - не отнимешь).

Но будем объективны. Всё это первая часть его творческой биографии, а есть у Никиты Сергеевича и (как у всей нашей бывшей творческой позднесоветской интеллигенции) вторая часть её - российская и это, совсем другая песня. Начать стоит с того, что эта вторая часть, как и у большинства наших позднесоветских мастеров культуры, строится на отрицании первой части, советской. Теперь, когда наконец пришла "свобода и демократия" (для избранных, конечно), Никита Сергеевич стал снимать фильмы типа с каждой частью становящейся всё хуже эпопеи "Утомлённых солнцем", попробовал себя в ремейках чисто западного, американского кино "12" или создании эдакой дешевой и в тоже время монархически-слёзной мелодрамы - "Сибирский цирюльник".

Соответственно изменились и роли исполняемые Никитой Сергеевичем. Но вот в них осталось главное его, Никиты Сергеевича, свойство. Хотя Никита Сергеевич теперь вместо чисто советских героев из простого народа (А.Устюжанин "Сибириада") или советских управленцев (Борис Петрович, замдиректора пансионата, "Портрет жены художника"; Трунов, директор автосервиса "Инспектор ГАИ") преобладавших в его творчестве в первый период, теперь стал играть бандитов ("Жмурки" - наижесточайший, на уровне фашистского, фильм), обиженных советской властью (комдив Котов во всех частях "Утомлённых") или попробовал себя в "скромных ролях Бога" (Николай, российский офицер 2-й присяжный в "12", сам царь-амператор в "Сибирском цирюльнике"), главное "фишка" и козырь Михалкова - остались. Это, увы как ни крути, амплуа такого высокомерного, наглого и хамоватого барина. Его у Никиты Сергеевича - не отнять. То ли такой Михалков актёр талантливый (но почему тогда везде это вот самое и не самое лицеприятное у него в актёрской игре всплывает?), то ли - тут что такое настолько личное и глубинное, что его просто не скрыть ничем. Талант, как говорится, не пропьёшь.

Но вернёмся от частностей к общей творческой биографии Михалкова, точнее к её второй части. Ввиду уже вышесказанного отрицания первой части её (творческой биографии), главный вклад в дело мирового кинематографа и достижение со стороны Никиты Сергеевича во втором, антисоветском периоде творчества - это, конечно, Оскар и гран-при Каннского фестиваля за первую часть наилживейшей антисоветской агитки "Утомлённые солнцем" (за "Ургу-территорию любви", тремя годам раньше выдвигавшуюся туда же,заметьте, такой медали - не дали. Хотя надо сказать, что "Утомлённые-1" в отличие от продолжений ещё можно было хоть немного серьёзно воспринимать). Как мы теперь ввиду нашей современной резко обострившейся ситуации с холодной войной и параллельным всплеском русофобии на Западе, видим и понимаем, не дать призы за такое посыпание головы пеплом и самоуничижение на Западе, происходящие тогда, в далёком 1994-ом, на фоне полного перестроечного предательства русского народа позднесоветской (в т.ч. творческой) интеллигенцией, уничтожения великого государства СССР и празднования Западом победы над геополитическим конкурентом, просто не могли. И Никита Сергеевич, вовремя поняв куда дуеи ветер, быстрёхонько к этому мейнстриму пристроился, взяв-таки Оскара и иже с ним.

Однако вначале дав Оскара, затем проклятые буржуи, быстренько перевели Никиту Сергеевича на соответствующую, по их мнению, ему мерку (а т.к. буржуи там рулят - Михалкову пришлось сие покорно скушать). По принципу - отработали и выбросили, хотя в данном случае Никите Сергеевичу ещё хоть какие-то преференции отвалились. Это, кстати, должно бы быть предупреждением нашим теперешним жаждущим Оскара мультрежиссёрам, также торгующих уничижением своей Родины, жаждущих её развала и снимающим лживые прозападные мультики про наших космонавтов, с розовыми соплями, элементами гей-пропаганды и враньём про тех кто космос осваивал и осваивает...

Чтобы стало наглядней о чём именно я говорю, предлагаю снова взглянуть на список наград и регалий Никиты Сергеевича. По нёму ясно видно, что после такого "взлёта" "Утомлённых-1" и связанных с ними обсыпавших как из рога изобилия режиссёра западных ништяков, ни на каких особых международных, а тем более западных фестивалях и конкурсах, фильмы и актёрские работы Михалкова ничего значительного не получили. В основном почётные призы "за вклад в мировой кинематограф", как и тот который Никита Сергеевич получил и на этот раз. То есть приз для заслуженного мастера, которому НАДО что-то дать в любом случае. Типический пример? сколько угодно: "на 64-ом Венецианском кинофестивале, где в основной конкурсной программе был представлен фильм Михалкова «12», режиссёр получил награду «Специальный лев» за вклад в киноискусство" (отсюда). То есть за откровенный ремейк американского фильма "12 разгневанных мужчин" 1957-го года (вплоть даже до мизансцен и характеров героев, с лёгкой поправкой на Россию, ну и конечно всё гораздо хуже поэтому), в котором было слишком мало о "зверствах НКВД" и "кровавом Сталине", нашему вкладчику в мировое кино дали всего лишь очередной такой снисходительный приз...

Говорить же про наши призы и фестивали в этом случае просто смешно. Т.к. влияние Никиты Сергеевича в нашем кинопроизводстве так велико, что тут призы и номинации на него не переставали сыпаться никогда. Несмотря на то, что фильмы и актёрские работы Михалкова, увы, давно не те. Злые языки поговаривают, что ежели Никита Сергеевич какой важный приз не получит - расстроится, а это - не дай Бог...

Но вернёмся опять же к началу и заявлению Михалкова о том, что он не чувствует груза этого его (по моему разумению) взаимоуничтожившегося вклада в мировой кинематограф. Вот понимаете, человек есть человек. И всегда хочет быть человеком, ежели он не совсем конченное существо. Невозможно торговать своим творчеством - за это что-то свыше всегда наказывает и лишает того, кто этим занимался, того что именуется "искра божья" - таланта, или говоря точнее, того, почему человек "по образу и подобию Божьему", т.е. способности к настоящему творчеству как таковому. И также, невозможно врать себе всю жизнь. И ежели ты этого лишился (а это - самое страшное, что может случиться с человеком творческим) - никакие премии тебе назад этот дар не вернут. Что тут может помочь? Ну, наверное, только какое-то искреннее осознание и понимание этого процесса и очищение, которое даётся далеко не всегда, но всегда когда происходит, происходит крайне тяжело.

И вот, по-моему скромному мнению, Никита Сергеевич во многом пришёл к такому пониманию. Что выбрав путь призов, денег и признания, методом отречения от того во что ты может даже когда-то и искренне верил, оно что-то забрало у Михалкова. Ибо сделка с дьяволом всегда лишает тебя самого главного, нутряного. Смысла, высокого самоотверженного целеполагания, человечности в конце концов, которой без этих компонентов раньше или позже не становится (все процессы реакционны, если рушится человек...). Без всего этого все деньги, цацки и удовольствия материального мира - это пыль которой ты просто всё время отчаянно пытаешься засыпать свою внутреннюю пустоту, а она от этого, только ещё больше разверзается. И именно потому, Никита Сергеевич и говорит такие вещи. Это, в некотором смысле, исповедь...


Recent Posts from This Journal

  • Является ли творчество Андрея Платонова антисоветским

    Во вторник состоялось очередное заседание литклуба "Аврора" в библиотеке им. Некрасова г. Ижевска проводимого под эгидой организации…

  • Трудно...

    Шар земной как ураган, мчится, Улетают к морю, на юга, птицы, Иней, листья, по земле гонит ветер, С каждым днём всё холодней, жить на…

  • Разные исторические судьбы

    Увидев в последние дни две печальные новости из мира музыки - на 90-м году жизни умер достаточно известный советский и российский композитор…


promo nihga june 6, 08:03 4
Buy for 100 tokens
Без шороха и стука, не грея, не горя, В мир тихо входит скука, и дни проходят зря, Не хочется работать, и даже – пить и есть, Всё только лень-зевота, желанье спать прилечь, Грозит безумьем скука, ужасным смертным сном, Бессильны тут наука, и медицинский дом, И не помогут…

  • 1

человек творчества?

1. чудный пост. с неожиданным завершением.
2. я пребывал в убеждении, что михАлков (в самом деле, заметно это стало только в послеоветское время) всю жизнь талантливо играл сугубо себя - хама и мерзавца. как случилось так, что "повезло" ему с ролями - другой вопрос.
3. в нём проснулась совесть? - сложный вопрос. я не кровожаден. пусть это будет его дело. и Господа.

Re: человек творчества?

Не знаю проснулась ли в нём совесть. Но что-то эдакое он чует, по моему скромному мнению.

Re: человек творчества?

Совесть? Михалков - просто ремесленник, торгующий своим талантом. Платила Советская власть - снимал "Рабу любви", платит буржуазная - снимает "Цитадель", демонстрируя тем самым "зависимость художника от денежного мешка".

Re: человек творчества?

Да, безусловно. Но что-то человеческое может проснуться в каждом, если он ещё не конченно существо. В отношении Михалкова я бы не был категоричен.

Re: человек творчества?

Нет, я, конечно, не отрицаю возможность чуда вроде:

У разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

"Золотого орла" учредила "Национальная Академия кинематографических искусств и наук России", академиком которой является сам Мигалков - так что Мигалков наградил сам себя очередной бранзулеткой. На очереди премия Мигалкова "за важный вклад в межгалактический кинематограф". Может ему сразу коробку разных позолоченых фигурок подарить чтобы душа успокоилась? (при этом учитывая что сам российский кинематограф в глубоком анусе)

Да, я тоже об этом немного в посте сказал. В том-то и дело, что все призы и награды таким образом - бессмысленны и по сути уже не нужны.

В Никите Сергеевиче таки есть нечто от Никиты Сергеевича...

Осталась отрицательная величина. Гадит, по мере сил, где и как может. Вот, например, вручает национальную премию «Золотой орёл» в главной номинации «За лучший фильм» создателям фильма «Про любовь»: http://magis-amica.livejournal.com/487977.html

Re: Не ноль

Это я не отрицаю. Гадостный момент есть и очень серьёзный. Я просто пытался при этом человека во всём этом увидеть и человеческое (а оно в этом моменте проскочил в железном образе "великого" режиссёра). Ну не Гитлер или Геббельс же он, в конце концов.

Лет тридцать назад ушли на возрастные роли коронованные славой типажи, закалявшие павильонную сталь, ударно рубившие муляжный уголек, страстно ходившие в штыковую атаку на массового зрителя. Смылись в эмиграцию физики, не ставшие лириками.
И коммунальную нишу занял Никита. Зверовато-пластичный, подловато-обаятельный, пользовался спросом, скажем так.
Но...героем не стал. И не мог стать. Наверно, потому, что он и по жизни Паратов. Барин.
За удаль одарит, недоимки взыщет с лихвой.
Всю актерскую жизнь играл самого себя, ставил самого себя, любил себя - сильного, умного и злого хищника.
Тем и хорош, верно?
Но сталь закалять не с ним. Вообще не с кем.

Из них - абсолютно нет.

Хорошо подмечено.
Остался только один вопрос: где же он настоящий? или его суть - приспособленчество?

Наверное его по-настоящему его суть - приспособленчество, увы...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account