И вечный бой, покой нам только снится, сквозь кровь и пыль, летит степная кобылица и мнёт ковыль...

Previous Entry Share Next Entry
Арт-пристреливание в Ижевске
nihga


Я тут недавно прочёл статью М.Вотяковой "Арт-захват. Нужны ли улицам Ижевска новые объекты современного искусства?" от 16 января. Статья это то ли о том как хорошо это т.н. современное "искусство", то ли нет (то ли дождик, то ли снег) и не пора ли вводить цыган его продвигать в нашем городе. Общий посыл, что вот, дескать, заезжие лоббисты этого дела говорят, что арт-объекты - это хорошо, некоторые местные художники поддерживают, но с другой - граждане, будь они неладны, могут на дыбы встать. Да и художники некоторые как раз на стороне граждан. В общем какая-то статья ни рыба, ни мясо. И ниже я предлагаю читателям моего блога своё мнение - а чего это вдруг такие статьи пишутся? Кто такие "звёзды" (по аналогии с Маяковским) зажигает?

Итак, самый тут интересный и главный вопрос - откуда ветер дует? Чего это вдруг, снова пошёл разговор об этом не к ночи помянутом стрит-арте, тем паче после стремительного крушения столпа нашего современного "искусства" М.Гельмана в крайне близкой к нам территориально, Перми? Где его (Гельмана) "красные человечки", как утверждали злые языки (куда-то все ссылки на эти статьи пропали, поэтому привожу этот факт только как абсолютно непроверенные слухи), оказались чуть ли не стилизованными свастиками и потому власть, на фоне серьёзных протестов против творчества Гельмана общественности, быстро от них и Гельмана тогда в 2012-2013-м открестилась. Кстати сам Гельман тогда говорил, что часть этих подозрительных фигур была увезена в Ижевск, где должна была впоследствии изображать из себя дедов Морозов... Но, слава Богу, ввиду того же крушения Гельмана, данная акция у нас не сложилась.

Однако, вернёмся к главному вопросу: почему вдруг снова всплыли стрит-арт и вся эта современная т.н. "культура"? Рискну сделать предположение, кроме обычного в таких случаях аргумента, что такой вид "искусства" это как "во всём цивилизованном мире" (аргумента странного - если во всём мире каннибализм введут, мы, что, тоже это должны поддержать?), в статье в защиту объектов современного "искусства" постоянно говорится, что эти объекты благотворны для развития туризма. Причём утверждается сие на примерах отвлечённых (Петрозаводск, Севилья) хотя вроде как автор статьи сетовала на Пермь, где так славно гулял Гельман, пока у граждан Перми не лопнуло терпение. И видимо речь тут идёт о том, что В.Путин постоянно намекает, что туризм - выгодная штука во всём мире и видимо под это предполагаются какие-то вложения государственных средств. Тогда всё сразу становится на свои места - раз тут пахнет деньгами, но есть и фактор граждан, которые своим малоэстетическим (по мнению этих "творцов" часто сетующих на непонимание гражданами их "творений") вкусом могут творцам т.н. "новой культуры" в этом святом для них деле осваивания госсредств помешать, как это случилось в Перми, делаются такие вот аккуратные вбросы на тему: "Ну может всё-таки будем лепить горбатого "украшать город" за счёт бюджета?". Пристрелка, так сказать. Но пристрелка острожная - тут тебе и снова этот неладный общественный фактор, и экономическая ситуация - вон доллар уже аж 83 рубля. Так что может стать в любой момент не до туризма.

Возвращаясь же к нашей теме, печальный опыт арт-объектизации в Ижевске, увы есть. Тут я не согласен с художником и депутатом Э.Касимовым, считающим что у нас в этом смысле - пустыня. Как раз наоборот, и в статье Вотяковой приведена куча примеров таких объектов, и можно вспомнить такого персонажа как Сергей Бугруа, автора знаменитого "Электрика" которого ижевчане называют не иначе как "зигующий":



Он ещё и в каске такой характерной... Почему наши творцы новой "культуры" всё время намекают на что-то такое связанное с до боли знакомым и крайне омерзительным "ноез ордунг"?... Но это я так к слову. Возвращаясь к Бугруа, следующим венцом его творчества должна была стать "писающая собачка" и куча подобного материала. Последнюю планировалось установить в наилюднейшем месте - в центре города у первого корпуса Удмуртского Государственного Университета.



Однако, как утверждали потом снова злые языки, после некоторого возмущения общественности и (это главное, конечно) увольнения из горадминистрации дамы продвигавшей "искусство" Сергея и как следствие прекращение финансирования данных проектов альтруизм творца обещавшего за свой счёт наводнить Ижевск такого рода скульптурой, быстро испарился.

То есть и тогда фактор решающий был - денежный, а не идеологический или культурный. Не стало бюджетных денег - сразу пропал и интерес "творца". И вот, этой статьёю, вольно или невольно делается новый аккуратный вброс на очередную попытку подключиться к бюджетной кормушке, под видом уже изрядно всем набившего оскомину современного "искусства" с разного вида двусмысленными, хорошо если русофобскими, намёками. Всё это на фоне закрытия роддомов и больниц в Удмуртии, под видом "оптимизации", выглядит особенно цинично...

Но оставим эмоции и зададимся главным вопросом заданным автором статьи М.Вотяковой, а нужны ли сейчас "улицам Ижевска новые объекты современного искусства"? И попытаемся нарисовать полную картинку текущей общественно-политической ситуации на фоне которой такие вопросы задаются (ещё вопрос - их вообще в таком случае уместно ставить?...). Итак, у нас вовсю идёт жесточайшая холодная война 2,0 выливающаяся в гибридные противостояния России и Запада, как на Украине и в Сирии, обвал цен на нефть, в условиях когда нефть - наш главный экспортный ресурс, девальвация национальной валюты, оптимизация (читай - уничтожение) в этих условиях нашими чиновниками здравоохранения и образования и прочая, прочая. В этих условиях предлагать новый вариант распила бюджетных средств под видом таких крайне провокационных арт-проектов (читай - культурной диверсии) которые большинством граждан нашей страны не принимаются (и не примутся никогда) - это либо полнейшая наивность (что не представляется возможным для людей такую сложную комбинацию закручивающих), либо дичайшая наглость, либо сознательная провокация власти на самоубийственные для неё действия. Либо все эти причины вместе взятые, что придаёт всей этой ситуации особенную пикантность. Вот такие у нас тут пироги.


promo nihga june 6, 08:03 4
Buy for 100 tokens
Без шороха и стука, не грея, не горя, В мир тихо входит скука, и дни проходят зря, Не хочется работать, и даже – пить и есть, Всё только лень-зевота, желанье спать прилечь, Грозит безумьем скука, ужасным смертным сном, Бессильны тут наука, и медицинский дом, И не помогут…

  • 1
"некоторые местные художники поддерживают" - так они пусть у себя в огороде или садочке это поставят со свои денежки и радуются. А бюджетные и в городе- только, то, что народу нравится, извините.

Ну нет, они так не играют!

"эти объекты благотворны для развития туризма" - у меня есть знакомая, она постоянно ездит в Европу в экскурсионные туры. уже по 10 раз везде была, но все равно нравится. И я пару раз с ней ездила. Во первых, ни один экскурсовод на эти "объекты" внимание не обращает и никого они не интересуют, скорее наоборот. Все это презрительно называется "современное искусство" и от него сразу подальше отбегают ( во всяком случае моя знакомая , обожающая Европу, так делает) . так что не надо про туризм загибать. интересуются только стариной и рассказывают-показывают соответственно именно старину.

Ну вот - и тут враньё...

блин. волны какие-то, что ли? у нас в декабре завели мульку, какую-то каку налепили. там, правда, был раскрашенный пенопласт, так что и повисело недолго, и, кажичь, за свой счёт "художник" сляпал.

Волны, точно. Декультурации, русофобии и десоветизации.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account