И вечный бой, покой нам только снится, сквозь кровь и пыль, летит степная кобылица и мнёт ковыль...

Previous Entry Share Next Entry
Как и почему даже "Рембо" стал в Америке "мыльной оперой"
nihga


Телеканал FOX заключил сделку с Сильвестром Сталлоне на продюсирование сериала "Рэмбо: Новая кровь", который станет продолжением франшизы о ветеране войны во Вьетнаме Джоне Рэмбо. Сценарием проекта, как сообщает Deadline, займется автор "Крепкого орешка" и "Беглеца" Джеб Стюарт.

В принципе, наверное, обсуждать эту, как модно теперь говорить на нерусском языке "франшизу", дело неблагодарное. Да и вроде бы зачем вообще это делать? Ну подумаешь, какой-то их, пусть и очень успешный, боевик. Но всё же это не совсем так. Два героя Сталлоне - Рокки и Рэмбо, это такие персонажи-архетипы задававшие поколению американцев воевавших во Вьетнаме поведение, мировоззрение, и т.д. И кроме того, ввиду раскрученности этих образов в мире (а это не только фильмы, там вообще-то сначала книги были), активно несущие эту самую американскую идею (будь она неладна) опять же, в мир. Поэтому таких героев и их, в данном случае инволюцию, обсуждать необходимо, т.к. то что происходит с их такими знаковыми для них самих персонажами, отражает происходящее и в их всей массовой культуре, упорно и непрерывно навязываемой ими же всему остальному миру.

Для начала, немного напомню, что создателей "Рэмбиады" (фильмов) в своё время услиленно носило как рыбу и человека туда где глубже и соответственно материально лучше, ввиду изменения политической сиюминутной конъюнктуры (то есть, они - типичные конъюнктурщики, как и большинство голливудских производителей этих их самых грёз, это такой небольшой привет нашим перестройщикам, кричавшим в перестройку о "проклятом совке" не дающем им свободно творить, вот, глядите - такая вот там в Голливуде "свобода творчества" была уже тогда...). Носило от остросоциальной первой части, к двум последующим после неё пошибным антисоветским агиткам. Сначала антивьетнамской агитке (№2, 1985), это Америка так успокаивала себя - дескать мы не совсем там проиграли и мстим вьетконговцам хоть как-то, затем, антисоветской афганской (№3, 1988) - это была вообще по сути героическая ода будущей Аль-Каиде (кстати, ежели бы они были последовательны и хоть немного честны, то теперь вполне могли бы сляпать что-то такое же "хероическое" и об ИГИЛ..., хотя вообще эти и ИГ-шные постановочные ролики в интернете тоже, я уверен, не обошлись без участия каких-нибудь бравых минимум около голливудских ребят, ну или ежели всё-таки без них, тогда скроены по точным их лекалам). То есть, говоря просто, сняв первую часть с таким настоящим нервом, затем создатели красиво торговали созданным ими образом Рембо в разнос, ну конечно в "сугубо патриотических целях". Как говорил учитель танцев Раздватрис из "Трёх толстяков": "Не ради чинов и наград, ради Отечества спокойствия!".

А затем был фильм за номером 4, который оказался достойным наследником и первой, и 2-3 частей. О первом и последнем фильмах, т.к. они - самые значительные (это - альфа и омега, так сказать "Рембиады, ну или по крайней мере были таковыми до вот этой новости), надо сказать отдельно, что я и сделаю несколько ниже. Агитки же обсуждать нет никакого смысла, т.к. они, на момент их выпуска на широкий экран как раз нивелировали всё то хорошее и осмысленное, что было в первом фильме. Кроме того, как практически все американские агитки, 2-ая и 3-тья часть "Рэмбо" были абсолютно лживы, пошибны, наигранны, максимально жестки и кровавы, и не несли никакого смысла, кроме того, какие Советы плохие и почему их поэтому надо наказывать, вплоть до смертоубийства (последнее всё чаще прорывается в их массовой культуре наружу и теперь, т.к. ранее препятствием для их "исключительности" был СССР, а теперь им наследственно всё больше становится Россия...). Поэтому сначала я кратко опишу содержание фильмов № 1 и 4, а потом попробую дать некоторое осмысление образов Джона Рэмбо - что это за феномен в их культуре. И куда ведёт превращение этого образа в персонаж "мыльной оперы".

Итак - первая часть. В отличие от своих антисоветских продолжений, "Рэмбо-1" (1982 г.), это фильм об обманутом и потерянном поколении американских молодых людей, (ну и ещё о том как тяжело США переживали этот свой проигрыш). Фильм-переосмысление. Он о том, как вчерашние герои вьетнамской войны оказались у себя дома выброшены на обочину жизни, где все кому не лень пытаются их пинать, в т.ч. и полиция маленького городка где жил его скончавшийся друг Рэмбо к которому последний приезжает повидаться. И вот, Джона Рэмбо всё это "достаёт" и он восстаёт против такого положения вещей. И начинает всеми своими силами и всеми возможными средствами (вплоть до вооружённого сопротивления), защищать своё человеческое достоинство. Благо война его этому очень хорошо научила. Заканчивается всё это для всех плохо (полицию он, как хороший представитель спецвойск изрядно потрепал, а сам попадает в тюрьму за свои художества). Вообще, "Рэмбо-1" это такое хорошее сочетание социальной темы близкой многим представителям тогдашней американской молодёжи - эхо войны, темы непростых отношений такого молодого человека и закоснелого американского общества и напряжённости остросюжетного боевика. На мой взгляд - хороший и удачный фильм (а уж Сталлоне в нём - просто молодец, его герой - это ещё не "боевая машина", а хороший, но запутавшийся в жизни из которой он из-за войны выпал, парень, вообще - тут он живой человек) который портят только его продолжения.

Пропускаем части 2-3 по уже описанным мною причинам и переходим к 4-му фильму (2008). Который явился по сути своей одновременно и эдаким жестоко-слёзным оправданием американской военщине (врага надо убивать - тем более смотрите что эти враги-нелюди творят!), и в тоже время обвинением в том, как эта военщина исковеркала жизнь поколению главного героя ("Это вы (военные) сделали меня таким!" - говорит Джон), и такой суровой оде этой "жертве" (т.н. "псам" и детям войны, потерянной части поколения Джона Рембо) приносимой американским обществом в угоду своей исключительности, и точкой в этой, очередной своеобразной и затянувшейся "Американской трагедии". Возвращением Джона Рэмбо на его Итаку, к своим корням. И да, тут несмотря на крайне постаревшего пса войны Джона, все наихудшие фирменные "фишки" 2-ой и 3-ей части: снова огромная куча мяса с кровью, плохие бирманские коммунисты (враги Рембо, не считая первой части - почему-то всегда коммунисты..., правда интересный факт?), реалистичные картины издевательств смертей, крови, пыток и т.п. В общем, новое время - новые веяния и без такой натуралистичности фильм наверное бы успеха не имел. А эта их вечная, глупая на тот момент и наследственная антисоветчина 2-3 частей, направлена на момент выхода фильма в прокат, только очень непрямо, на Китай, основное экономическое препятствие для американской исключительности (тоже на тот момент - 2008 г.). И ещё фильм снова не говорит никакой правды о том, что на самом деле творится в Бирме - вершине т.н. "Золотого треугольника", это просто фон для мачо-Рембо и его "блаародной" западной Ко. Сам же Джон Рембо тут, уже не принадлежит себе - это уже та самая "боевая машина" 2-ой и 3-ей частей, хотя создатели всё время мечутся от образа такой машины к образу "хорошего американского парня" из "Рембо-1", который и приезжает в итоге домой.

По существу же, образ Джона Рембо - это такая эволюция классического американского героя-одиночки. Пионера, следопыта и покорителя Дикого Запада, воспетого ещё Купером и Фолкнером (как-то я уже писал о таком типичном американском персонаже Фолкнера как Айра Юинг - вот это оно самое и есть по сути). Ввиду того что с момента выхода первого фильма до выхода четвёртого прошло аж 26 лет, Рембо - это такая эволюционная динамическая модель массового, народного американского героя-одиночки времён их новейшей истории, правда создаваемая теперь "Фабрикой грёз" со всеми отсюда вытекающими. Именно этот образ, во многом, образ строителя и защитника того самого "Града на холме" Дж. Уинтропа; "Града", предрекаемого последним в его проповеди "Образец христианского милосердия" на борту судна "Арабелла" в далёком, аж 1630-м году, когда он плыл в Новую Англию, основывать там первые американские колонии. И именно эти проповеди стали будущей идеологией США как "Града на холме" - исключительного образца свободы, равенства и братства для всех остальных народов (обратите внимание на слово "исключительность" - оно тут определяющее...).

Говоря же попроще, Джон Рембо - это один из тех самых типичных американских WASP-ов, крепких белых американских парней составляющих когда-то протестантский костяк США, а теперь наследственно составляющих костяк империалистической американской военщины. Исключительный и делающий всё для сохранения этой своей исключительности, потому такие ребята - соль земли американской. И образы Рембо для них, несмотря на их откровенную противоречивость (от восставшего изгоя общества, превратившегося сначала в идеологического наёмника-убийцу, а в итоге ставшего эдаким своеобразным американским постимпериалистическим Одиссеем, с такими же кровавыми замашками как и в языческие времена, будто бы и не было никогда никакого христианства) - это они сами. И такое навязанное им "фабрикой грёз" развитие этого образа - стало в итоге их развитием, хотя конечно развитием это назвать в принципе нельзя, т.к. настоящее развитие предполагает восхождение, новое знание и т.п., а тут этого нет и в помине. Вообще, в этом смысле, всё что производит грёзофабрика - упрощение и псевдоискусство, не отражающее и не переосмысляющее жизнь и не зовущее к возвышению, а скорее адресующее к низкому и даже животному, к тому что попроще, где не надо думать. Поэтому же почти всё оно лишёно подлинности (ибо именно в подлинности в деле отражения жизни лежит задача настоящего искусства) - т.к. работники индустрии развлечений заняты в первую очередь тем, что вовсю формируют вот такие фальшивые, примитивные и однобокие образы её (жизни) восприятия и этим умело выколачивают из своей аудитории звонкую монету.

И тут крайне интересно, что первый-то фильм, на основе которого они построили всю последующую "Рембиаду" как раз был к настоящему искусству близок, повторюсь - в нём был настоящий нерв. И большинство их т.н. теперешних "франшиз" растянутых во времени, как правило, строится именно по этому принципу. Т.е. как вначале было слово, так и тут, если бы в начале этой эпопеи не было чего-то подлинного или хотя бы к подлинному близкого, к чему всегда будет адресовать какой-то хороший знакомый образ (лицо актёра Сталлоне и образ хорошего парня Джона Рембо в нашем случае), в дальнейших под это подлинное подделках и на нём же спекуляциях, зритель такие картины так массово смотреть не станет. Именно потому американские нынешние картины всё больше становятся бессмысленными - они окончательно теряют подлинность и всякую связь с живой жизнью, с образом Человека как таковым. И именно поэтому "Рэмбиада" заканчивается тождественно "Одиссее", потому что без этого образ Рембо размылся бы окончательно и не был бы хоть немого живым, человеческим и законченным. И тогда вся его "культовость" сошла бы на нет, т.к зрители Рембо - это люди а не "боевые машины" и им, как ни крути, важно людьми быть и людьми остаться. и режиссёры 4-й части это хорошо понимали ставя в том рассказе жирную точку.

Перед тем как перейти непосредственно к "сериализации" вообще и "Рембиады" в частности, необходимо заметить ещё вот что: грёзоделатели, паралелльно со всевозможными рембиадами, вели серьёзную войну с героизмом как таковым (ибо он угроза мировому господству расчеловечивающего и опредмечивающего всё и вся, посткапитализма), подробнее тут. Отчасти и сама "Рембиада" и такое развитие со знаком минус её героя - элемент этой войны. Эти талантливые ребята достигли невиданных высот в деле дегероизации всего и вся, и новых героев (а соответственно и идей) у нынешнего поколения грезоделателей, ввиду вышеописанного достижения их предшественников, просто нет и взять их неоткуда. И, как говорил Пастернак, тут кончатся искусство и дышит почвою судьба. То есть топливом машины индустрии развлечений были как раз эти пусть примитивные, неумные, фальшивые но при этом как всё такое яркие и крикливые образы, мутный поток которых постепенно иссяк. Иссяк ввиду общей безыдейности и беспроектности дальнейшего существования Америки (неспроста они так схватились за Фукуяму с его "Концом истории" в 90-х), частью которого являлся этот их проект по дегероизации всего и вся и создания на месте человека - постчеловека, "несложного существа" с клиповым сознанием, удобным для любых спекуляций властьимущими. То есть эта машина сожрала сама себя и теперь отчаянно буксует на месте и другой элемент для подпитки этой машины, его кровь - деньги, теперь просто неоткуда взять.

Именно поэтому в этой мистерии оргии пожирания пустотой всего и вся и порождающей тем самым ещё большую пустоту теперь ясно видно одно большое "ничто" в конце тоннеля. Торжества превращённой формы над любым содержанием. Вся их культура, а массовая - в особенности, стремительно деградирует в стремлении к этому абсолютному ничто и вот, пусть и не бесспорная, но действительно для Америки культовая, знаковая и вполне законченная "Рембиада" несмотря на то, что после точки в 4-й части дальше тут говорить просто было не о чем, восстаёт из бездны небытия в виде сериала о сыне Джона Рембо и его непростых отношениях с папашей.

Восстаёт именно потому, что говорить больше "не о чем". "Сериализация" - это ещё одно проявление того самого абсолютного ничто, наряду со всеми другими постмодернистскими мерзостями, о которых так много пишут последнее время, стремление к самоуничтожению демонстрируемого Западом вообще и его больным лидером США в особенности. И тут необходимо ещё сказать, что "сериализация", упрощение, примитивизация и вообще регресс всего их искусства - это просто ещё один серьёзный симптом вируса саморазрушения присутствующий в их культуре и теперь её ослабленную (ввиду умирания идей Модерна) стремительно разъедающий. Та же "сериализация" в более лёгкой форме уже присутствует во всей этой их идее многочастных фильмов (когда фильм задумывается как одно какое-то законченное произведение, но потом, ввиду его успешности начинается спекуляция на знакомых образах и выжимание максимума денег из зрителя через это путём снимания новых частей-продолжений). Примечательно, что сам Сталлоне, видимо чувствуя это "ничто", выступает в данном сериале только продюсером. В отличие от своего современника и соперника по такого рода фильмам, Шварценнегера, он дорожит теми своими образами, очевидно понимая, что если их уничтожить - то что же останется от него самого?

Но деньги - кровь индустрии развлечений и капитализма в принципе, прежде всего и совсем остаться в стороне от этой "сериализаци" сознания г-н Сталлоне всё же не смог, хотя опять же куда ему до Арнольда, который аж в Болливуд готов за них продаться?

В общем вот как-то это всё так и катится себе спокойно в бездну, откуда, ежели всё туда в итоге навернётся, оно уже никогда, наверное, не вылезет. И именно поэтому и нужно такие явления рассматривать, обсуждать, осмысливать и понимать.


promo nihga june 6, 08:03 4
Buy for 100 tokens
Без шороха и стука, не грея, не горя, В мир тихо входит скука, и дни проходят зря, Не хочется работать, и даже – пить и есть, Всё только лень-зевота, желанье спать прилечь, Грозит безумьем скука, ужасным смертным сном, Бессильны тут наука, и медицинский дом, И не помогут…

  • 1
Грамотный разбор

Очень не хватает аргументации для заявлений типа "грёзоделатели, паралелльно со всевозможными рембиадами, вели серьёзную войну с героизмом как таковым", "По существу же, образ Джона Рембо - это такая эволюция классического американского героя-одиночки.", "Джон Рембо - это один из тех самых типичных американских WASP-ов".

Ведь если касаться последнего утверждения, то кто противостоял Рембо? Точно такие же WASP-ы. Ну тогда почему они противостояли друг другу? И если речь идет об эволюции образа, то в чем эта эволюция? Или например, после выхода "Шерлока Холмса" были написаны сотни пошлых сериальных продолжений всех типов. А дело было век назад. И в этом смысле ситуация с Рембо и Рокки типичная для конфликта искусство - зрелища для масс. Гамлет вошел в кинематограф изначально тоже как пошлость на потеху массам, где от Шекспира были только сцены секса и насилия. И весь смысл был в том, чтоб обойти цензуру. А второй раз Шекспир вошел в кино, как средство сэкономить на выплатах сценаристам. И все это происходило без заговоров сил зла, а по объективным причинам.

Вот и выходит, что тема интересная, но чувствуешь себя как после очередного Рембо. Взрывов много, а зачем они, лично мне, не очень понятно. Тем более уж что-что, а сериалы в США сейчас как раз и стали в своем роде антитезой мыльной опере. И если из кино содержание практически ушло, уступив место форме, то в сериалы оно - наоборот пришло. И даже "Секс в большом городе" содержательно даст фору не только кино, но и "интеллектуальному" телевидению, по крайней мере отечественному — точно. А уж об Америке расскажет куда полнее и точнее, чем то же ИСКРАН

Рэмбо противостоят WASP-ы - это да, но ведь герой этого романа - он. Это типичный индивидуалист, герой-одиночка. Их там в Америке - до и больше. Одни персонажи Иствуда можно вспомнить. Это одно и тоже по сути.

Сериалы содержательнее... Не знаю всё-таки "Гамлет" как сериал - по-моему это плохо. Вообще тут я имею ввиду сериал как "мыльную оперу", в первую очередь. Примитив, упрощёнку. Потому как формально и их фильм "Властелин колец" (три фильма) - это сериал.

Вопросы атомизации (индивидуализма) вообще очень занимательны.
Почти всегда нужно заниматься каждым проявлением оного отдельно.

Примерно это я и имел ввиду, но как-то криво сформулировал

Таки да, но это тема отдельного большого исследования. Здесь же - просто пост о фильме и вытекающем сериале.

Да дело тут даже не в том, что верно, а что нет в посте. Я не очень в этой теме, мне сложно судить. Но просто практически против каждого утверждения возникает куча вопросов и не состыковок с реальностью. Аргументированности утверждений мне не хватает. Совершенно не ясно как, и уж тем более почему Рембо стал мыльной оперой. Да и даже стали ли он ей вообще? Мыльная опера это вполне устоявшийся термин и я не понимаю как его к Рембо применить.

И что? Стандартный анонс сериала.

Видите ли, дело в том, что 4-ая часть в своё время поставила в этой истории точку. И поставила очень классически - как в Одиссее. Ведь Гомер, да и никто из греков не додумался тогда писать продолжения типа: "Дети Одиссея".

Кроме того, неужели вы думаете, что кто-то будет писать в анонсах, что он снимает не красивое благородное слово - "сериал", а именно - презренную "мыльную оперу"???

Одиссея и Илиада это как раз часть большого цикла (https://ru.wikipedia.org/wiki/Киклики), который дошел до нас обрывками. Говоря современным языком даже Энеида Вергилия, это спин-офф к Гомеру. Но жало, что дискуссия превратилась в обмен остротами.

Ммм, Вы сами себе противоречите: сериал, мыльная опера - это то, что придумывают по ходу съёмок. Гомер же описывал конкретные события. Вергилий - спиг-оффф? Ну знаете, для Вергилия всё-таки сие несколько неуважительно! Эдак можно договорится, что всё древнегреческое и римское литературное наследие - это всего лишь прообраз мыльной оперы...

Edited at 2015-12-06 04:50 am (UTC)

Очень интересно рассмотрено!!!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account