И вечный бой, покой нам только снится, сквозь кровь и пыль, летит степная кобылица и мнёт ковыль...

Previous Entry Share Next Entry
"Завтра меня здесь уже не будет". Памяти Майка Науменко
nihga


Как-то так вышло, что вчера я написал пост о Викторе Цое, а сегодня день памяти его хорошего друга, Михаила Васильевича Науменко, более известного как Майк Науменко. Сегодня 24 года, как его, Майка нет с нами. И мне хотелось бы в его (Майка) день памяти, что-то о нём сказать. Что-нибудь хорошее, тем более, что Цоя мы все как-то очень хорошо помним, а вот Майка многие, увы, не особо.

Как-то тогда, в самом начале 90-х всё это резко случилось: 15 августа 1990-го разбился Виктор Цой, а почти ровно через год не стало Майка. Эти две смерти, они и символичны, и таинственны. Символичны, потому что именно в этот же период развалили СССР и позднесоветское общество, которое устами Цоя требовало перемен - получило их по полной программе (мало, я думаю, никому не показалось...). И такой резкий, скоропостижный  уход в рок-музыке этих двоих тогда очень значимых и влиятельных фигур означал (это стало ясно теперь с течением времени), что привычное советское бытиё становится сентиментальным и красивым прошлым. А таинственны, потому что когда погиб Цой ходил какой-то такой слух: "Убили!" и затем, когда погиб Майк, тоже была версия, что он умер (от кровоизлияния в мозг) не по естественным причинам, а из-за перелома основания черепа в результате жестокого удара, нанесённого Майку при ограблении во дворе. Ввиду того, что время тогда было крайне смутное, до сих пор нет возможности поверить ни в эти таинственные, ни в официальные версии произошедшего...

Но вернёмся к главному, к творчеству Майка. В нём ему удалось как-то очень органично сплавить буржуйскую классическую рок-н-ролльную форму, бесшабашное позднесоветское раздолбайское настроение и, что удивительно, абсолютно советское, и потому русское содержание. При этом умудряясь говорить одновременно и о низком, обыденном, и в тоже время о вечном, непреходящем. Майк в своих песнях то сатирически высмеивает реальность ("Гуру", "Я не знаю зачем (Бу-Бу) (Песня для Свина)", "Вперёд, Боддисатва!", "Пригородный блюз", "Слоники", "Утро вдвоём"), то философствует рассуждая о жизни и смерти ("Иллюзии", "6 утра", "Сидя на белой полосе", "21-й дубль", "Песня простого человека"), говорит о проблемах о разнообразных превратностях любви и прочих жизненных коллизиях ("Мария", "Отель под названием "Брак"", "Дрянь", "Страх в твоих глазах", "Хождения").

Майк не ненавидит весь несовершенный мир как, к примеру, Егор Летов, не кричит надрывно о боли как Башлачёв, не учит жить свысока как Борзыкин (который крепко закусывался с "Кино"), не заумничает снобистски (очень фальшиво, как показало время...) как Гребенщиков, не рисутся под Дилана и Битлз как Макаревич (которого Майк ох как не любил!), не кривляется под Вишеса как Кинчев (которого Майк благословил на рок-стезю). Да, в отличие от Цоя он не зовёт на войну, а просто наблюдает жизнь со всех её красивых и не очень сторон и расссуждает о чём-то с ней связанном, но Цой, согласитесь - категория особая... Виктор - это человек горящий огнём, вся его жизнь - это джихад духа и желание быть созвучным своему времени, современности и отвечать на его, времени вызовы. Майк же - это эдакий взрослый циник, в котором всё время пытается проснуться восторженный романтик. И при этом, он играя вроде как насквозь американскую музыку (ритм-энд-блюз), абсолютно самобытен. Это именно советский рок-музыкант пишущий песни про нас и нашу тогдашнюю жизнь со всеми её достоинствами и недостатками играющий американское музло по нашему.

В общем, вот какой-то такой он и был, первый советский рок-н-рольщик, и единственный и неповторимый Майк Науменко. Он, как и Цой уже давно ушёл от нас, но песни его остались с нами. И в отличие от песен Цоя они может быть на данный момент не так понятны и актуальны, ибо СССР, наша общая (и Майка с Цоем в т.ч.) потерянная Родина, почил в бозе, а Майк по своей сути просто насквозь - советский. Но та советская реальность, ирония и острый глаз, наконец остроумие Майка, его понимание жизни, всё также живы в его песнях. И потому стоит их послушать ещё раз, а тем кто не знаком с ними - познакомиться. В конце я выкладываю одну из самых может быть пронзительных песен Науменко "6 утра" с оригинальным видеорядом, и заканчивая эту статью, говорю: спи спокойно Майк, мы тебя помним...




promo nihga june 6, 08:03 4
Buy for 100 tokens
Без шороха и стука, не грея, не горя, В мир тихо входит скука, и дни проходят зря, Не хочется работать, и даже – пить и есть, Всё только лень-зевота, желанье спать прилечь, Грозит безумьем скука, ужасным смертным сном, Бессильны тут наука, и медицинский дом, И не помогут…

  • 1
Не знаю на сколько можно назвать Майкла советским. Скорее всего именно в духе того, советского времени.
Однако есть его крылатая фраза, которая раскрывает со всей стеклянной прозрачностью всю суть рокенрольной позднесоветской тусковки. Вы только вдумайтесь в глубину мысли...:
"Ром и пепсикола - это всё что нужно звезде рок-н-ролла..."

по-моему этим всё сказано.

Майк-то? Да большинство песен только о советской реальности.

Я слушал Майка, когда мне было 25 - 27 лет, тогда он был мне интересен. В нем нет фальши, он русский, с этим я согласен. Но я бы назвал его позднесоветским. Певец того времени, когда в воздухе уже висел сладковатый, приторный запах гниения и распада. Мне кажется, неправильно называть Майка советским, без уточнения. В его песнях советская реальность периода застоя. Лично я с ностальгией вспоминаю то время. Но нужно признать честно, это было советское, без знака плюс.

Да, конечно. Именно поздне-советский. Со всеми пороками эпохи...

Я слушал Майка, когда мне было 25 - 27 лет, тогда он был мне интересен. В нем нет фальши, он русский, с этим я согласен. Но я бы назвал его позднесоветским. Певец того времени, когда в воздухе уже висел сладковатый, приторный запах гниения и распада. Мне кажется, неправильно называть Майка советским, без уточнения. В его песнях советская реальность периода застоя. Лично я с ностальгией вспоминаю то время. Но нужно признать честно, это было советское, без знака плюс.

В юности я очень любила Майка Науменко. Его и БГ.
БГ любила так сильно, что даже и сейчас не могу смириться с тем, что он оказался .... (ну понятно кем).

У Майка была искренность, был драйв.
Как бы повёл себя Майк сегодня? Об этом мы никогда не узнаем.
Вы хорошую заметку о нём написали. Спасибо.

Это вам спасибо на добром слове. Вообще - да, Майк, Цой, Летов между прочим, они остались искренними. А тот же БГ - ну он на самом деле всегда был в творчестве не очень честен, если по-серьёзному его копать. Так что...

мне у БГ нравится то, что он писал года этак до 88-го. Когда я была подростком, я слушала его запоем. А вот Макаревича всегда не любила, считала это попсой)
Цоя, кстати, считала несколько примитивным.
Сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что весь русский рок той поры был очень неоднозначным явлением. Впрочем, какое время, такой и рок. Поздний СССР... Мир, в котором сочеталось несочетаемое. Как там пел Цой: "В тамбуре холодно и, в тоже время, как-то тепло"

Юра, музыкант

Про Шевчука и его потоки сознания ещё не припомнили.

Re: Юра, музыкант

Шевчук - да... Казачок-то засланный оказался.

Re: Юра, музыкант

Этот везде встроился.

Re: Юра, музыкант

Вин таке...

Re: Юра, музыкант

Да уж, что такое Юра...


Да, в этом посте об «Игре в бисер» тоже упоминал Майка Науменко, как раз в связи с «переменами» в нашем многострадальном отечестве.

Re: Спасибо!

Прочёл (и "Игру в бисер" когда-то тоже). Интересная связь с творчеством Майка...

Майк и рынок

Мне, кстати, думается, что Майк так и остался бы в андеграунде.
Ровно, как сейчас в андеграунде оказалась Красная Идея.
В "рынок" он бы не вписался. Хотя, кто его знает, конечно.
Но, по каким-то причинам, у меня глубокое в этом убеждение.

Re: Майк и рынок

Вообще Майк там лет пять пил, когда вся эта рок-туса в перестройку переходила на коммерческие рельсы из андеграунда. Ему в андеграунде явно нравилось быть гораздо больше. Так что, да, Майк запросто мог бы быть за Красную идею...

Re: Майк и рынок

Так называемый "рынок" многих представителей музыкального андерграунда сломал или согнул.
Некоторые в этот "рынок" вписались.

Re: Майк и рынок

Вписались и перестали быть сами собой...

Re: Майк и рынок

Чем и расплатились за вписание.

Re: Майк и рынок

И так им и надо.

Re: Майк и рынок

Сгинут в безвестности и поделом.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account