nihga (nihga) wrote,
nihga
nihga

Categories:

Культ товарного фетишизма на примере битломании



НЬЮ-ЙОРК, 18 августа. /Корр. ТАСС Иван Пильщиков/. Первый контракт со звукозаписывающей компанией, подписанный членами британской группы The Beatles, выставляет на продажу американский аукционный дом Heritage Auctions. Как рассказал сегодня в беседе с корр. ТАСС его директор по оценке и реализации лотов Дин Хоермаер, стоимость документа на торгах, которые состоятся 19 сентября этого года в Нью-Йорке, может превысить $150 тыс.

Данная новость - очередная яркая иллюстрация о правоте Карла Маркса, кторый очень много писал об этом крайне уродливом товарном фетишизме который есть по сути один из важнейших аспектов капитализма в принципе и нынешнего западного мутакапитализма (т.н. "общества потребления") в особенности. В данном случае, такой фетиш для состоятельных битломанов - эта бумага, предмет если не поклонения, то хотя бы уважительного почтения (отсюда эти дикие суммы за простой, по сути, и стандартный тогдашний контракт). Поэтому такие вещи, по моему скромному мнению, надо как-то рассматривать и обсуждать. Ниже - как раз моё такое рассуждение (соответственно, речь не о музыке и творчестве группы - оговариваюсь, ввиду некоторых возможных недопониманий читателей по этому поводу).

В начале определение товарного фетишизма из БСЭ: "Товарный фетишизм (французское fе́tiche — фетиш, идол, от португальского feitiço — колдовство, амулет) овеществление производственных отношений между людьми в условиях товарного производства, основанное на частной собственности. Сущность его состоит в том, что стихия общественных отношений, господствующая над людьми, внешне выступает в виде господства над ними определённых вещей. Отсюда — мистическое отношение к товару как к сверхъестественной силе, порождаемое товарной формой, прикрывающей зависимость товаропроизводителей от рынка. Явление сие - историческое и носит объективный характер. Своего высшего развития он достигает при капитализме, где товарно-денежные отношения становятся абсолютной и всеобщей формой хозяйственной деятельности".

Так вот, именно это мистическое отношение к товару как к сверхъестественной силе, порождаемое товарной формой, мы наблюдаем, в нашей, теперь капиталистической жизни, ежедневно. И именно оно - движущая сила любого, столь нам всем теперь знакомого, т.н. "потреблятства" и этой так ярко проявленной в данной новости именно товарно-фетишистской части такого явления как битломания и вообще такой же части всех ему подобных маний.

В данном конкретном случае мистическое отношение к этому конкретному контракту (которое обуславливает такую высокую цену) создаёт красивая, искусственно созданная легенда о группе (этот документ - часть её, ведь он действительно когда-то стал первым контрактом группы и именно после его подписания, её (группы) участники выбрали своей жизненной стезёй неверное дело западного музыкального шоу-бизнеса). Это создание и поселение (и всяческое поддержание) в массовом сознании потенциального потребителя некоего красивого мифа (такое неприглядное по сути явление, как товарный фетишизм, всегда должно быть завёрнуто в красивую обёртку) является крайне важным условием создания этого мистического отношения, по отношению к любому товару. Без него привлекательность, а следовательно продаваемость и конкурентоспособность товара, тем более культа "Битлз", как явствует данная новость - вещи из класса хай, на уровне продукции Apple (интересно, что и там есть свой некий красивый миф и "Битлз" какую-то свою одноимённую фирму компьютеров в конце 60-х пытались создать...), практически будет равна нулю и никому не интересна.

Мифологизация сознания, в принципе крайне важна для сохранения и поддержания власти в обществе потребления эпохи современного мутакапитализма, она активно насаждается в массы и на неё работает вся мощь современных фабрик грёз медиа и рекламы, но это - отдельная тема. В данном посте я всё-таки хотел бы закончить мысль о месте и роли товарного фетишизме в таком явлении современной массовой культуры как битломания.

Но всё-таки не могу перед этим не сказать, что конкретная суть мифа о "Битлз", состоит в том, что вся эта сверхудачная карьера данной группы случилось "как-то сама собой" только от гениальности и неповторимости музыкантов группы (хотя вообще ребята они очень талантливые, этого никто не отрицает) и странно удачных стечений обстоятельств. Мало кто задаётся, к примеру, вопросами: а почему, с помощью каких влиятельных групп и какими именно такими методами группа "Битлз" несколько после этого контракта, была раскручена во всём мире, до до сих пор недосягаемых высот, ведь бит-групп подобных в Ливерпуле было немало?

В общем в итоге, капиталистическое овеществление всего и вся до полного абсурда, приводит к тому, что умирает любое содержание: метафизическое, культурное и остальное. Форма без содержания становится превращённой, пожирающей всяческое содержание. И битломания тут - не исключение. Теперь уже не так важно, что именно пели "Битлз", в чём их новаторство в поп-музыке или какие идеи они несли. Их музыка, фильмы, музыкальные инструменты, высказывания, интервью, билеты, история, такие контракты и т.д - это просто ещё один продаваемый бренд. Всё овеществлено и теперь предмет купли-продажи на любой вкус, цвет и размер кошелька. Полное торжество и высшее развитие при капитализме, товарного фетишизма, где товарно-денежные отношения становятся абсолютной и всеобщей формой хозяйственной деятельности, а теперь уже и вытесняют, заменяя собой, все отношения человеческие и Человека как такового. Что так гениально было когда-то предсказано Марксом...

Tags: beatles, Карл Маркс, культ, овеществление, товарный фетишизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments