?

Log in

No account? Create an account

И вечный бой, покой нам только снится, сквозь кровь и пыль, летит степная кобылица и мнёт ковыль...

Previous Entry Share Next Entry
Как театр из храма становится вертепом, о скандале в БДТ
nihga


Очередной скандал разразился в БДТ. На сей раз главными действующими лицами конфликта стали актриса Светлана Крючкова, не слишком лестно высказавшаяся в адрес публики БДТ, и главный режиссер театра Андрей Могучий, который считает, что театр должен работать с самой разной публикой, в том числе и сложной.
Поводом для конфликта послужили высказывания Светланы Крючковой по поводу современной публики, посещающей спектакли театра.
В своем интервью Федеральному агентству новостей Крючкова рассказала следующее:
"Мне грустно от того, что зрителя, который раньше ходил в БДТ, потихоньку отвадили. Андрей Анатольевич (Андрей Могучий, главный режиссер БДТ, - прим. ред.) на канале "Культура" четко сказал, что у него запланирована полная перезагрузка зрительского контингента. Я увидела этот зрительский контингент на спектакле, и мне стало плохо. Один из зрителей как-то сидел в бейсболке. На реплики типа "Я заблеванный директор", "У вас изо рта кал вместо слов" или когда демонстрируют средний палец - в зале хохот. Это публика Comedy Club и "Дом-2". Это не публика филармонии, это не товстоноговская публика. Это люди, которые сидят по социальным сетям и демонстрируют в них каждый свой шаг. Меня это не радует".

Но это ещё не всё, там ещё один важный момент есть, Светлана Николаевна как-то: "<...>попросила 33-летнюю заведующую литературной частью прекратить жевать жвачку. Женщина ей в ответ на это нагрубила. При этом присутствовал Андрей Могучий, который никак не повлиял на свою молодую подчиненную и впоследствии извинений Крючковой не принес"...

Я привожу очень развёрнутую цитату, для того чтобы те кто читают, почувствовали то, что хочет выразить Светлана Николаевна, атмосферу происходящего на сегодняшних спектаклях БДТ. Как видим, опыт А.Могучего вполне удался - "перезагрузка" публики таки состоялась и очень известный театр из храма искусства, практически превращён в вертеп. На место зрителя культурного, интеллектуального и требовательного, пришёл тот самый воспетый Фурсенко "квалифицированный потребитель". А самое жуткое во всей этой истории, то, что нынешний режиссёр БДТ Андрей Могучий всё это практически признаёт, готов перед этим потребителем всячески плясать и этим (вдумайтесь!) гордится!

Режиссёр считает, что публике надо в её таком свинстве, потворствовать, дескать, пришли (да - они тупицы и невежды, но ведь пришли же всё-таки...) - и уже им большое спасибо: "Для меня не так важно, кто приходит в театр, важно, каким человек выходит из зала. Если после спектакля у зрителя что-то переворачивается внутри, если зритель начинает думать, сомневаться, если он, в конце концов, приходит на следующий спектакль - значит, театр выполняет свою миссию, дает публике новый опыт, расширяет кругозор. Когда человек вместо вечера с телевизором выбирает спектакли БДТ - это победа Большого драматического" - пишет он в своём ответе Крючковой.

Т.е. пусть сидят в бейсболках, едят, пьют, жуют, ходят, ковыряют в носу и вообще - делают, что хотят, главное чтобы внутри что-то переворачивалось (ну как например при просмотре фильмов в 3Д или чего-нибудь эдакого, забористого из категории "для взрослых"...). И вообще-то, это ещё большой вопрос о чём зритель, даже такой, начнёт думать и в чём станет сомневаться слушая шутки а-ля: ""Я заблеванный директор", "У вас изо рта кал вместо слов", и глядя на демонстрируемый ему средний палец и всё сие - с хохотом. Тут как раз всё просто и конкретно - какие же здесь могут быть сомнения и размышления? Да и с чего он будет думать если он занят всем тем, что я описал выше и что режиссёр считает вполне себе допустимым?

Хотя он (режиссёр) не забывает добавить, что его : "как и Светлану Николаевну, это не радует", но  т.к. "в театре у зрителя есть возможность оторваться от гаджета", пусть он таким образом отрывается.... В самом жаргонном смысле этого слова. Т.е. крокодиловы слёзы полить по этому поводу, для приличия конечно, всё-таки ещё пока нужно...

Как явствует из послания Андрея Могучего миру, по сути своей - он опять же хочет быть коммерчески успешным привлекая "внимание разных социальных и экономических групп" и всячески расширяя аудиторию любыми средствами (правда как-то по иезуитски звучит?), а не искать и воспитывать своего зрителя. Хочет зарабатывать, а не заставлять думать, хочет делать шоу, развлечение, а не мистерию при просмотре которой зритель переживает катарсис, т.е. очищение, через сопричастность и сопереживание.Театр - это уже даже не вертеп, это - услуга, и, говоря образно, платящий за такую же услугу как,например, ужин, имеет право танцевать девушку. Именно это мы и видим в том, что рассказывает Светлана Николаевна. Интересно, что другие актёры (а ведь там есть и люди старой, настоящей советской школы - А.Б. Фрейндлих, З.М. Шарко, Л.В. Неведомский)- как в рот воды набрали по этому поводу, то ли их такая ситуация устраивает, то ли боятся место потерять, то ли им попоросту уже всё равно...

Так к чему же мы пришли в итоге? В итоге этих постсоветских 25-ти лет политики развала (в т.ч.) культуры и образования (подчёркиваю, именно в том числе - т.к у нас и в массе других жизненно важных сфер как-то наука, медицина, социальная сфера и т.д., всё далеко не радужно), в итоге торжества политики тотальной коммерциализации и продажности, в итоге пропаганды возможности достижения своих целей (даже самых низменных) любыми средствами? Ведь, к примеру, в том же СССР с бескультурьем и потреблятством боролись с самого детства, посмотрите тогдашний сюжет Ералаша на эту тему (1978 год) и покажите его своим детям (при этом, умоляю, не показывайте ни в коем случае современный, дебилизирующий детей, Ералаш им же!)!!!

А пришли мы далеко назад, к вертепам, вместо театров и купцам первой гильдии, которые заказывали в них "музыку" и к таким вот режиссёрам,работающим по принципу "чего изволите?" И самое страшное - что теперь, в отличие от того времени, лет 100-150, назад в такой вертеп пытются превратить всё искусство,и а в таких его (вертепа) посетителей - весь огромный русский народ. На это постоянно работают телеканалы, транслируя примитивные сериалы и обыдливающие (указанные Светланой Николаевной) "Дома-2" различного образца, интернет заваленный порнографией, дебилизмом и матом, и вот такие "слуги искусства", как Андрей Могучий, который при этом говорит - что такая политика театра, это его крест который он с гордостью несёт... И пока мы всю эту бескультурную нечисть: программа-максимум - не изживём, программа-минимум - не загоним назад в подворотню, где самое ей и место, никакого будущего у России быть не может. И это хорошо понимают, те, кто стоят за такими вот, Могучими, и их на такое "служенье музам" направляют и вдохновляют.


promo nihga june 6, 2017 08:03 6
Buy for 100 tokens
Без шороха и стука, не грея, не горя, В мир тихо входит скука, и дни проходят зря, Не хочется работать, и даже – пить и есть, Всё только лень-зевота, желанье спать прилечь, Грозит безумьем скука, ужасным смертным сном, Бессильны тут наука, и медицинский дом, И не помогут…

  • 1
Такая всеядность отнимает разум напрочь. "Воспитание своего зрителя" конечно дело не легкое, но это окупается полностью даже на кассовом уровне. Свой зритель это же тот, кто пойдет в театр в любом случае. И этого не могут не знать руководители БДТ. отсутствие такого поиска говорит только о том, что БДТ для них всего лишь очередной проект, а не жизнь.

Ну, во - первых – тупицы и невежды в театр не пойдут.
Во – вторых – реформы сформировали человека иной формации. И надо за этого человека бо-роться, а не отбирать подходящего для себя – такого, в скором времени, просто может не оказаться.

Ну, не знаю, я Крючковой вполне доверяю. Отбирать, конечно, не надо, а вот воспитывать - обязательно.

Я это и имел ввиду:)

А, ну и хорошо, что мнения наши в данном вопросе совпадают.)))

Не скажите. Основная проблема театра, которую я вижу из этого текста, совпадает с аналогичными, но для музеев, библиотек и проч.: заведения культуры и образования перестают выполнять свою задачу - развивать своего зрителя/посетителя, тянуть его к высокому, воспитывать, а начинают развлекать его. В музее начинают проводить рок-концерт (да-да), в библиотеке наряжаются клоунами и садятся в повозку, в театре создают камеди.

Театр я люблю больше чем кино, но все же в нем я ищу развлечений, а не поучений. Другое дело, что пошлости в театре быть не должно, все таки это не кино а живая связь со зрителем.

С такими представлениями режиссёра с театра толку не будет

Да, это будет именно вертеп. Театральный камеди клаб или что-то ещё более пошлое.

Я когда-то написал в ЖЖ Лукьяненко, но там это не появилось, а так и застыло в моём архиве. Это было написано о литературе, но к Театру относится не меньше, тем более в данной теме.
Посему перепечатываю этот комментарий здесь.

«История первая.
Я родился во время войны и первый раз попробовал сахар в 3 года. Мать рассказывала, что я очень долго плевался. Кстати, сладкое до сих пор не люблю.
История вторая.
Я в детстве много читал (спасибо родителям - научили), но читал в основном "интересное": сказки, детективы, фантастику (это ещё до Стругацких, т.ч. так себе фантастичка). В те годы с книгами было трудно - всего-то лет 10 после войны прошло - и вдруг в приложение к "Огоньку" стали издавать подписки на классиков. Родителям досталась подписка на Мопассана. Конечно, читать мне это не разрешалось, но родители работали, и украдкой я стал читать эти рассказы и романы (запретный плод ещё как сладок!), и сделал открытие, открытие, потрясшее меня: оказывается, существует на свете ДРУГАЯ литература - громадная, жутко интересная, умная, с совершенно живыми персонажами, а не только книжки с завлекательным сюжетом. Мопассан до сих пор остаётся для меня одним из любимейших авторов.
История третья.
Я в детстве не любил поэзию, а школа ещё и добавила к этой нелюбви изрядную толику отвращения. Так было до 9 класса. Однажды, болея и сидя дома, я, перечитав все книжки, которые были дома, добрался до томика К. Симонова, да так и застрял в стране Поэзия до сего дня. При этом, что характерно, чем больше я читал и узнавал о поэзии, тем требовательнее становился к стихам и поэтам, тем глубже понимал написанное и тем эмоциональнее воспринимал стихи. В, конце концов, и сам стал писать.
Выводы:
Выводы всегда основываются на собственном опыте. Так вот, мой опыт говорит, что ЧИТАТЕЛЯ МОЖНО И НУЖНО ВОСПИТЫВАТЬ И ПОДТЯГИВАТЬ ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ КУЛЬТУРЫ, ВКУСА И ПРОГРЕССА, А НЕ ОПУСКАТЬ ЕГО ДО УРОВНЯ НИЖЕ ВАТЕРЛИНИИ. Первый процесс трудный и медленный, второй простой, лёгкий и быстрый.
Вопрос: кто есть пишущий человек - Прогрессор (по Стругацким), Инженер человеческих душ (по Горькому) или производитель контента, товара? Конечно, это каждый выбирает для себя сам, но коли выбрали последнее, тогда и не плачьтесь в жилетку, что народ Вам достался грубый, некультурный, невоспитанный, сплошные воры, бандиты и взяточники - Вы его таким воспитали!»

Вот и в театре, который нынче стал вполне коммерческим предприятием, а, след., о финансовой успешности думать просто обязан, всё зависит от позиции театра: чего он добивается - подтягивать зрителя выше по лестнице воспитания, культуры и вкуса или идти на поводу самых низменных вкусов зрительского потребления а ля Дом-2?
Поэтому о БДТ говорить не возьмусь, ибо традиции,заложенные Товстоноговым, там должны быть весьма сильны, но переформатирование зрителя вполне возможно. Пример первых лет Советской власти это наглядно показывает. От полуграмотных, плохо воспитанных, незнакомых практически с Театром и Культурой первых зрителей вырастили высокоэрудированных зрителей БДТ и Малого театра.




Edited at 2015-06-19 03:07 pm (UTC)

Я повторюсь, Крючковой доверяю. Если она говорит - значит у ней есть веские основания.

Я Крючковой, в общем-то, тоже доверяю, но человек она своеобразный - может отругать и не очень за что. просто потому что чего-то не принимает. Недавно смотрел передачу с ней и о ней, даже две подряд, - вот сделал такой вывод. Но это так, к слову.
Я всё же о другом. Репертуар, позиция театра как эстетическая, так и мировоззренческая, язык конкретного спектакля, его доступность в противовес элитарности, может как стимулировать культурный рост зрителей, независимо от их начального уровня, так и потворствовать их низменным вкусам.
Я, например, доверяю не только Крючковой, но и Фрейндлих, которая является, насколько мне известно, членом худсовета театра. Раз она молчит, значит там не всё однозначно.
Ведь реально зритель изменился со времени СССР. Нужно ли показывать спектакли при полупустом зале или снижать цену билетов до доступной величины, но становясь нерентабельным театром? У меня нет однозначных ответов на эти вопросы. Думаю тут всё же нужно соблюдать какой-то баланс.Это и раньше было. Театры давали детские спектакли, выездные спектакли, концертные программы и особенно гастрольные программы, порой крайне низкого уровня, что на театральном жаргоне называлось "халтура"!. Да и можно ли хорошо играть при таких нагрузках? Но основной репертуар ведущие театры старались поддерживать на уровне.
А высокие требования Крючковой к Храму Искусства - это прекрасно! Вот только современная действительность всё норовит Храм Искусства превратить в вертеп, как у Вас сказано, или в откровенный бордель. И порой требует от хозяйственно- художественного руководства неких компромиссов. Вопрос только в степени этих компромиссов. Важно не скатиться по этой наклонной плоскости.

Видите ли в чём дело, то что описывает Светлана Николаевна и то, что никак никого вверх не тянет, а скорее наоборот (согласитесь, параллель с Домом2 тут неслучайна...), режиссёр сам подтверждает с оговоркой: "А что делать?". Ничего о том что у людей треба повышать культурный уровень. А про Фрейндлих и остальных - таки мы же не знаем почему они молчат. И в этой ситуации тоже никак не отреагировали...

Иные говорящие известные советские актеры, лучше бы и не говорили.

Ну в общем, да...

Хорошая статья. Но в ней присутствует крупная ошибка.

"Вертеп" - "...так называются в Малороссии, Польше, Белоруссии и некот. местах Сибири представления, имеющие целью изобразить Рождество Христово и связанные с ним события. В наш старый театр В., по-видимому, проникли из Польши, не ранее конца XVI столетия. На Западе издавна существовали духовно-театральные обряды, исполнявшиеся на Рождество (см. Мистерии).<...> Этот род духовно-театральных представлений был очень популярен на Украйне и только в последние два десятилетия начал исчезать. Серьезность содержания вертепного действия не помешала проникнуть в него народному юмору. В лице Ирода, воинов, избивающих младенцев, пастухов, пришедших поклониться Христу и др. нередко воплощались типы чисто местного характера.<...>В северо-восточной России создался особый род вертепа под новым названием райка — происшедшим, вероятно, от представлений в вертепах пьес о рае и муке вечной." (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

Так что называть свинство, происходящее во многих современных наших театрах "вертепом", думаю, не стоит.

Это слово не с одним значением. К примеру - есть такое выражение: "Вертеп разбойников", поэтому никакой ошибки нет, вертеп - в смысле притон, трущоба.

Тогда надо это оговаривать)) Потому что "вертеп" - это кукольное рождественское представление, и эта форма сейчас кое-где возвращается именно как "классический" вертеп. Что касается разбойников, то там это слово употреблялось в ироническом смысле. Если разбойники, то всё-таки - притон.

Всё-таки то значение слова котором говорите вы - оно уже несколько устаревшее, теперь в основном - вот то которое имею ввиду я.

  • 1