?

Log in

No account? Create an account

И вечный бой, покой нам только снится, сквозь кровь и пыль, летит степная кобылица и мнёт ковыль...

Previous Entry Share Flag Next Entry
Очередной "Форсаж" и пустота
nihga

Фильм «Форсаж-7» снова возглавил российский прокат, сообщает система ЕАИС. «Форсаж» за прошлый уикенд собрал 271,3 млн руб., далеко обогнав следующие за ним фильмы «Территория» с 29,3 млн руб. и «Битва за Севастополь» с 28,7 млн руб.

Читая эту новость, мне как-то сразу вспомнился отрывок из "451 по Фаренгейту" Р.Бредбери. Там главный герой, пожарный Гай Монтэг разговаривает с девушкой не похожей на других её одногодков подростков, Клариссой и она говорит ему про о принятых в её молодёжной среде общения развлечениях (и почему она не любит общаться в этом обществе сверстников), следующее: "К концу дня мы так устаем, что только и можем либо завалиться спать, либо пойти в парк развлечений - задевать гуляющих или бить стекла в специальном павильоне для битья стекол, или большим стальным мячом сшибать автомашины в тире для крушений. Или сесть в автомобиль и мчаться по улицам - есть, знаете, такая игра: кто ближе всех проскочит мимо фонарного столба или мимо другой машины. Да, они, должно быть, правы, я, наверно, такая и есть, как они говорят. У меня нет друзей. И это будто бы доказывает, что я ненормальная. Но все мои сверстники либо кричат и прыгают как сумасшедшие, либо колотят друг друга. Вы заметили, как теперь люди беспощадны друг к другу?".

И чуть погодя ещё добавляет: "Я боюсь своих сверстников. Они убивают друг друга. Неужели всегда так было? Дядя говорит, что нет. Только в этом году шесть моих сверстников были застрелены. Десять погибли в автомобильных катастрофах. Я их боюсь, и они не любят меня за это. Дядя говорит, что его дед помнил еще то время, когда дети не убивали друг друга. Но это было очень давно, тогда все было иначе"....


Почему я эту новость про "Форсаж 7" связываю с этим отрывком из "451 по Фаренгейту"? Потому что то, что описывает героиня романа поразительно прекликается с современностью и как раз именно с этой новостью. Бредбери, конечно писатель своеобразный, он видел в техническом прогрессе зло для человека и был против него (даже не пользовался никогда самолётом и по возможности ездил только на велосипеде), с чем лично я категорически не согласен. Зло не сам технический прогресс, а идея не развития Человека. Но аморальное и бездуховное состояние нынешнего общества потребления описано им просто-таки точка в точку (ну всё-таки один из лучших американских фантастов, как-никак). И популярность (по сравнению с конкурентами в прокате, аж в 10 раз большая!) фильма в котором единственное, что примечательно - это красивые гоночные автомобили и отлично переданная дикая скорость со всевозможными спец и видео эффектами, это как раз то же самое.

Дело в том (для тех кто эту вещь Брэдбери не читал), что в этой своей антиутопии, он описывает американское (и в принципе - капиталистическое в первую очередь) общество недалёкого будущего (роман 1953 года издания), в котором уничтожаётся всё человеческое в человеке, путём уничтожения культуры и памяти (пожарные, к которым принадлежит главный герой - теперь жгут книги, потому что дома в результате прогресса не могут сгореть в пожаре, что прямо адресует к сжиганию в своё время "неправильных" книг Третьим Рейхом). Общество это тотально мелочно, бездуховно, обессмысленно (и в этом, как я уже писал выше, прямая паралелль с нашим днём сегодняшним). Во многом, это практически хорошо продуманная до многих мелочей модель выстраиваемого совеременной западной элитой либерального общества потребления, постепенно переходящего в общество полностью бесчеловечное, фашистское. Что практически происходит прямо на наших глазах.

Так вот. Сверстники Клариссы, про которых она в таких ярких красках живописует Гаю Монтегу, они такие именно потому, что в результате такой вот "работы" государства (пожарные - госслужба делающая государственное дело) они внутренне и вообще духовно, абсолютно пусты. Экстремальные выходки, бездумные гонки, немотивированная агрессия - всё от пустоты и бессмысленности. Именно так они заполняют свою внутреннюю пустоту и подменяют отсутствие смысла жизни острыми переживаниями, адреналином. Чтоб хоть чуть-чуть, но забыться и не думать об этом.

И это ровно тоже, что мы видим в нашей жизни: экстремальные виды досуга и спорта (паркур тот же...) сверхпопулярны, агрессия в обществе зашкаливает и ещё такие вот новости, когда вышеупомянутая седьмая часть фильма бессмысленного, сверхагрессивного и сверхдинамичного, чуть не в десяток раз популярнее ближайших своих конкурентов. Идеальное и смыслы в постсветском (нашем нынешнем российском) обществе сознательно уничтожались и уничтожаются. Достаточно вспомнить, что идеология в России по ельцинской конституции - ЗАПРЕЩЕНА. Не имеет права на неё русский народ. Вот и образовывается в душах наших соплеменников пустота, бессмысленность и звериная ярость, которую для того чтобы жизнь не была совсем невыносима, нужно чем-то заполнять. И тогда такие вот "иллюзионы" от заморской "фабрики грёз",  которые по сути своей символы ещё большей пустоты и безыдейности, становятся главными лидерами российского кинопроката...


  • 1
что же смотреть в нашем прокате?

вот "А зори здесь тихие" пересняли, можно сходить, полюбопытствовать

Оригинал лучше. Люди, которые снимали оригинальный фильм прекрасно понимали и помнили как это было, а для современников это просто красивая история на патриотическую тему.

Главное, чтобы патриотическая, сегодня - не до хорошего. Пусть хоть воюют с немцами, а не подкладываются, как в "Сталинграде" (((

И то верно. Хотя культура дело тонкое..

Да, тенденция к "омериканиванию" героев - пагубная. С одной стороны - вроде бы как и героическое, а всё равно - какая-то... гнильца, что ли, - чувствуется.

Не "героическое", а "суперменское" - сверхспособности есть, а вызова нет.
Античный герой идет на перекор богам или природе, а современный америкенец\европеец валит врагов пачками демонстрируя силу мускулов и остроту ума. И только. Измельчал "герой" ((

А ещё интересно КАК он это делает - это же нечто нечеловеческое (суперменское). Т.о., с таким героем невозможно ассоциировать себя, следовательно, простому (среднестатистическому) человеку закрывается дорога в герои. Герой - нечто не от мира сего, что-то нечеловеческое, а человек - всего лишь обыватель, он не мыслится как носитель героического.

Вот не соглашусь, у меня ребенок себя с героем ассоциировал постоянно - хотел быть "крутым". С возрастом это проходит, но понятие героизма пропадает. Вот раньше было звание Герой Труда, то есть отверженный труд - это подвиг. А сейчас что? Кто трудится тот лох, кто зарабатывает больше - тот молодец. А запрос на экстраординарность есть, вот поэтому такие фильмы и снимают - смотрите, зрители, какие и лихие и бравые парни! Посмотрел кино и вроде как сам поучаствовал, сопереживал и причастился героизма.
Кино - это суррогат: ощущения есть, а реальность как была так и осталась без изменений.

Edited at 2015-04-22 01:42 pm (UTC)

А вы отвечаете на вопрос сами))) тут ведь в том и дело, что пока ты маленький, ты можешь ассоциировать себя и с Суперменом, и с Человеком-Пауком и с кучей подобных, фантазийных, героев. А вот когда повзрослеешь, втянешься во взрослый мир, у тебя останется впечатление, что героизм - это детскость, удел маленьких детей, а во взрослой жизни ему не место. Вот этом-то и ловушка супергероев.

Так в том то и подвох масскульта, что героизм а-ля Суперман приватизирует нишу героизма в целом, дескать другого героизма и не бывает. Еще хуже то, что под видом героизма втюхивается экстремальный спорт и другие агрессивные виды "развлечений". Но они же не конструктивные! Просто выплеск энергии, рост энтропии.

А ещё можно рассмотреть героизм как отношение к своей жизни - жертвование ей в пользу большинства. И тут мы столкнёмся с суицидальными тенденциями, начиная от Джимми Моррисона и кончая "Грязью"

Не понял, суицид и героизм не тождественны.
Есть такая посказулька: "умри, но сделай" - это когда цель выше жизни.
А есть и другая - "сделай, но не умирай" - это когда цель можно достичь не жертвуя собой, потому что есть еще цели.

А когда просто жить надоело, скучно, бессмысленно - это не подвиг, это личная трагедия.

Так в том и дело, что исконные атрибуты истинного героя - жертвенность и борьба за благо общины (человечества) - разделены и отданы на откуп прямо противоположным персонажам: Супермену и Джимми Моррисону. А настоящий герой - содержит их в себе вместе.

Согласен, если воду разделить на водород и кислород, она уже не будет водой. Так и с героизмом.

Нет смотреть-то можно, что угодно. Вопрос - с какой целью? Просто убить время - этого сколько угодно, а вот что-то со смыслом, глубокое - тут всё плохо...

А Форсаж это просто зрелище, триумф формы над содержанием. Аттракцион.
Раз уж мы заговорили о "451", то там есть несколько очень важных сцен, например, смерть брандмейстера Битти. Он же хотел умереть, правда? И жена Монтега тоже хотела умереть, но её откачали. И в жизни её воцарилась голодная пустота, которую пытается наполнить телевидение. Разве не это мы наблюдаем сейчас?

Да, есть там такие моменты. Вообще произведение не простое...

  • 1