И вечный бой, покой нам только снится, сквозь кровь и пыль, летит степная кобылица и мнёт ковыль...

Previous Entry Share Next Entry
Спор о «творчестве» БГ. Ну и немного о Маркабрю. Как без него-то?
nihga
Спор о «творчестве» БГ + вообще теперешний взгляд на тогдашнее советское «креативное» поколение (начала 80-х) сквозь призму «творчества» БГ как одного из самых типичных и ярких представителей вышеозначенного. Ну и немного о Маркабрю. Как без него-то?
Marcabru
Давеча поспорили с товарищем о творчестве БГ. Моего товарища очень обидело, то, что я в шутку сравнил данного персонажа нашей т.н. рок-сцены с трубадуром средневековья Маркабрю (ну, это тот представитель т.н. «тёмного стиля» трубадуров чьё творчество было  понятно только посвящённым, который с гордостью говорил, что даже сам себя не всегда понимает…). Спор разросся, и предметом его стало ещё и вот это http://russian.rt.com/inotv/2014-02-13/Boris-Grebenshhikov-Rossiya---eto интервью Борис Борисыча, где он называет Россию «большим цирком», а «тоску по коммунизму в России», считает «сродни тоске по крепостному праву».

Я такие сентенции считаю в принципе недопустимыми, а мой товарищ придерживается принципа «ну слаб человек!». В общем итогом стало то, что единственным аргументом моего товарища стало то, что ему слушать БГ «комфортно и понятно», а я как-то попытался поглубже проанализировать то, что Боб напахал за это время, но все остались при своих. Ниже – излагаю свои аргументы из этого спора, плюс попытаюсь обосновать логичность таких заявлений от персонажей этого типа в адрес собственного Отечества. Может, кому интересно будет?)))

Ну, конечно, вообще на самом деле я крепко БГ польстил – Маркабрю  один из первых известных трубадуров и он можно сказать, своим творчеством задавал какие-то каноны стиля трубадуров и их последователей миннезингеров и далее со всеми остановками (через Данте, Рэмбо и т.д.  прямо к современности). А БГ– это типичное дитя позднесоветского дефицита. И его творчество – именно творчество в кавычках. Оно как раз просто восполняло этот самый дефицит. Ну не было в то время (да и вообще до перестройки) у нас в свободной продаже по догматически-идеологическим соображениям, записей Дэйва Боуи, Джима Моррисона, Яна Андерсона и многих других, чьи откровенные переводы текстов и плохое музыкальное воспроизведение мы слышали в «откровениях» Гребенщикова! Примеров из БГ – тут кругом одни примеры. Я назову только один из известнейших: песня «Рок-н-ролл мёртв», это как бы песня по мотивам песни Jethro Tull «Too old to rock 'n' roll: too young to die» и на музыкальный мотив песни Patty Smith «Ghost Dance». Так что каноны тут скорее задавали именно оригинальные исполнители, также как и самобытность, и стиль, которые у Боба менялись в зависимости от того с кого он тогда просто нагло драл кем он тогда «вдохновлялся». Вот в чём Бобу нельзя отказать – это в отменной эрудиции. То тут, то там он мог прилепить  в «свои» тексты что-то отовсюду, откуда мог. Тут из Сартра, там из Ли Бо. Вкупе с тематикой зарубежных лучших тогдашних образцов получалось многозначительно, но… по сути бессмысленно. Вот по принципу «я его слепила из того, что было» и ваялись «откровения» от Борис Борисыча…

А главное, Маркабрю в своих песнях и стихах очень искренне и страстно рассуждает о Боге, доблести, поёт гимны прекрасным дамам, воспевает войну за Гроб Господень (сирвентесов (тогдашних своеобразных песен протеста) только что-то у него не знаю, посему врать про них не буду). В общем – это настоящий романтик и классик средневековья. Он шёл по жизни с открытым забралом, в одной руке меч, в другой – перо. А «творчество» БГ повествовало и повествует скорее только о себе любимом-ненаглядном (умном, неотразимом, искромётном и прочая, прочая…) и недовольстве собственной Родиной которая ни фига таких красавцев не ценит! Всё остальное выглядит откровенно фальшиво.

Это вообще своеобразный рок (два главных родовых признака))) первого «креативного» поколения, поколения позднесоветских 80-х. Ведь именно они – различные бг, макаревичи, шевчуки и другие «весёлые ребята», получив отличное советское образование и вполне получая максимум материально возможного на своём уровне социальной иерархии от советского строя (вспомним одни только легендарные «квартирники», цены за вход на которые доходили до 10 руб. (при средней зарплате 100 руб/месяц), а также, что каждый уважающий себя ленинградский рокер проводил своё лето на Юге, что мог себе позволить не каждый советский гражданин), потом бодро рушили советские смыслы и советскую Родину вообще (помните у Шевчука Родина вообще уродиной названа и кругом ему должна? А вот сам он – никому и ничего, при этом сие есть – т.н. «рупор и совесть» поколения!!!), низкопоклонствуя перед Западом даже в собственном творчестве! И если тогда это было для нас «откровением», то теперь, по прошествии лет стало ясно что «в игре наверняка (было) что-то не так». Разберу некоторые претензии этих людей к «проклятому совку».

Не литовали им тексты и была цензура с худсоветами – не стало ни цензуры, ни худсоветов. Так и песен не стало! Советский период творчества данных персонажей лет 5-10, а постсоветский – 25!!! Четверть века - и песни тогдашни с теперешними просто несравнимы. Как будто их писали другие люди. Полный нуль.

Далее – не хватало концертных площадок и концертов. Дали. И оказалось, что реальный спрос на этих людей гораздо меньше, чем им мнилось в мечтах. Что в регрессирующем обществе их инфантильные откровения востребованы гораздо меньше, чем попса, блат-поп и недоделанный реп. А главное – что при капитализме треба повыгоднее продаться, иначе – не раскрутишься. Даже раннесоветская слава не шибко в этом поможет.

Не хватало им свободы творчества – Союз был уничтожен, свободу дали и этих персонажей просто не стало (хотя на самом деле может их просто и не было?). Кто вообще такой музыкант или поэт без его творчества? Вот, к примеру, тогда (в 1989-м) Шахрин («Чай-ф») проникновенно пел о том что: «В городе трёх революций стало тесно поэтам, одни уезжают, другие уходят – решив, что конец…»; теперь он ваяет мерзкие песенки про то, что обе его подруги и обе упруги. И выше обсуждаемый мною персонаж – не исключение, в интернете валяется видеозапись со свежего концерта «Аквариума», где БГ поёт свою (хотя конечно не свою, а опять же группы Talking Heads) «Возьми меня к реке, положи меня в воду» на фоне 15-ти голых баб. Выглядит – натурально как Брокен. Старый сатир и куча развратных полуголых баб под кайфом. Плёнка культуры, образованности и эстетической утончённости спала и из-под неё прёт истинное скотское нутро. Тот самый воспетый гуру 70-х Бахтиным раблезианский Низ.

И вот именно это, последнее, и оказалось сутью всей постсоветской «элиты», и творческой, и всякой другой. Вульгарный материалистический гедонизм (доходящий до откровенного скотства), абсолютная смерть всяческой духовности (как следствие ненависть к любой живой духовности) и оголтелый цинизм (как сказала мне одна очень умная, но пропитанная этим цинизмом женщина лет 50-ти: «Абсолютно всё меряется деньгами, вы ещё просто очень молоды и наивны…»). Плюс два главных родовых признака: самолюбование и откровенная ненависть к вскормившей и вырастившей их Родине, т.е. ко ВСЕМУ русскому (это называется – русофобство). И именно отсюда слова БГ про то, что Россия «большой цирк», где «тоска по коммунизму сродни тоске по крепостному праву», поддержка (евреем!) Макаревичем и Шевчуком бандеровских фашистов и как апогей призыв г-на Белковского нанести ядерный удар по русскому городу Севастополю, чтоб вразумить «эту страну» (именно так ни их фене и называется наша Родина…). И всё это, то, что они передали и продолжают передавать своим наследникам – нашему современному самоназванному «креативному» классу, который клубился на Болотной и Сахарова в 2011-2012-м, а теперь грозит нам Майданом в Москве и активно снюхивается с нашими экстремистами всех мастей…

Заканчиваю. Мой товарищ по существу не смог ничего возразить – он умный человек и понимает что я как минимум во многом прав, и это пишу не для того чтобы как-то заявить свою победу в споре. Просто мне кажется, что с феноменологической точки зрения важно рассматривать такие явления и проводить такие мини исследования, чтобы… чтобы может даже в чём-то пересмотреть свою систему ценностей. Ибо все эти вещи – это показатель того что нам брошен вызов на который то поколение по сути своей не ответило (да и не собиралось) и теперь наша очередь, и не стоит очень на них равняться. Пусть делают что хотят, но лично для меня их песни (за исключением конечно Вити Цоя) уже не будут так важны и не будут каким-либо ориентиром. Ибо по делам их узнаете их…  И я хотел бы пожелать следующим за нами поколениями, пусть у вас будет побольше своих искренних, честных и пронзительных русских Маркабрю, и поменьше таких как персонаж с которым я Маркабрю сравнивал.



promo nihga june 6, 08:03 4
Buy for 100 tokens
Без шороха и стука, не грея, не горя, В мир тихо входит скука, и дни проходят зря, Не хочется работать, и даже – пить и есть, Всё только лень-зевота, желанье спать прилечь, Грозит безумьем скука, ужасным смертным сном, Бессильны тут наука, и медицинский дом, И не помогут…

  • 1
Спасибо, нужное миниисследование. Как по мне, так на роль Маркабрю в советском роке больше подходит Башлачев. Я тоже провел миниисследование его творчества. Кому интересно вот здесь http://andp2027.livejournal.com/#post-andp2027-3546

Ну тут... Всё-таки Башлачёв очень близок к народному творчеству (много у него русского народного) а трубадуры всё-таки исповедовали т.н. "придворное вежество", он всё-таки - такой настоящий народный бард (в классическом понимании этого слова). Как Высоцкий (хотя Владимир Семёнович - конечно, недосягаем, моё личное мнение))). Именно поэтому я так БГ припечатал, что он как-то держал всегда позицию (и шибко ею гордился...) эдакого околоэлитного товарища. Да! Статью вашу обязательно изучу. Интересно.

Edited at 2014-03-25 07:30 pm (UTC)

Да, но ведь трубадуры как раз были близки к народу, были именно певцами низов, иначе бы это не стало массовым явлением. Это не обязательно и не всегда придворные певцы. Поэтому все же Башлачев в своей народности и русскости ближе к ним, если уж проводить такие параллели.

Всё-таки не могу согласиться, всё несколько сложнее. Куртуазия, пропагандируемая трубадурами - это всё-таки знамя тогдашней социальной элиты (именно придворное вежество). И изысканность и сложность стиха трубадуров (там же семь видов стиха только: плач, кансона, альба и т.д.)- ну это всё не очень располагало именно к народности. Просто тема любви к Прекрасной Даме во многом приблизила их к народному творчеству, после строго религиозно-мистической поэзии раннего средневековья. Ну и ещё их песни были записаны, именно так о них и узнали их последователи, миннезингеры, из книг. Ведь складывающееся провансальское государство (родина трубадуров) было уничтожено, и сами они (разбросанные по разным сторонам тогдашней Европы) считали это крестовым походом против единоверцев.

Edited at 2014-03-26 07:56 am (UTC)

Спасибо за столь подробный ответ. Согласен, я сужу достаточно поверхностно, поскольку не совсем в теме. Если вы этим подробно занимались - то вам виднее.

По поводу моей статьи о Башлачеве - интересно ваше мнение.

Всё творчество БГ - это позиционный семулякр и завуалированная коммерция мутной воды.
Это говорит Вам человек, который до прошлого года не пропускал ни единого концерта в нашем городе этого музыкального горе-гуру...

Ну в общем-то об этом по сути данная заметка.

Ну, как бы в некоторых ситуациях, особенно - связанных с культурой, восприятие сильно зависит от того среза, который к себе допускаешь.
Мне очень в этом отношении понравилась фраза одного очень старого знакомого, сказанная им сразу после концерта БГ, кстати: никогда не приближайтесь к купиру, иначе он исчезнет и останется просто человек. Он как раз после концерта подошел близко к БГ и оказалось, что это невнятный коротышка, говорящий неприятно-странное. Одним любимым артистом тогда у парня стало меньше.
В общем, я для себя держу определенный срез у каждого автора/исполнителя и не особо забочусь об иных его проявлениях. Разумеется, все это в основном касается развлекательной части и никак не связано с метафизикой. Ни моей ни их.

Объективности ради: посмотрел вышеназванный клип. Официальную версию. Ничего вышеописанного там не заметил. Все прилично, красиво, мило, умиротворяюще. Понравилось. Может мы просто разные клипы смотрели? :)
(я видел: https://www.youtube.com/watch?v=MMbTG1vfxNU)

И, что особенно мне импонировало в БГ (до последнего времени), так это то, что он не совался в политику. Вообще. Но видимо отсутствие стимуляторов, их воздействие на голову в молодости и окружение таки сделали свое дело и он покатился туга, "где вся тусовка". Жаль, но что уж там.
Тема заимствований, кстати, очень широка в искусстве, и 60-70е гг прошлого века не исключение. А учитывая верно подмеченные особенности развития отечественной "рок"-сцены 80-90хх годов, то подобные алгоритмы весьма широки. И БГ не то что не одинок - он еще и не самый яркоотметившийся. Тут до "Алисы", имхо, всем далеко :)
В то же время БГ был реально весьма эрудирован в компоновке своих произведений. При этом, повторю написанное выше, люблю я лишь небольшой срез его творчества, где от его "мнения" по поводу СССР нет и следа.
Но, конечно, "факелом в руках Данко" он ни для меня ни для кого либо из нас, уверен, быть не может. Но и считать его пшиком в культуре, не создавшим ничего - тоже не стоит. Имхо.

https://www.youtube.com/watch?v=bjsLq33itrE я имел ввиду вот это выступление на концерте а не клип(я же там прямо "в интернете валяется видеозапись со свежего концерта «Аквариума»" написал)))). БГ в политику хотя по чуть-чуть, но всегда, совался - но он делал это своеобразно всегда в последний момент говоря: "кто вам сказал что я пел с вами, что мы пели одно об одном?" (с). Т.е. ему всегда ВСЁ не нравилось у нас здесь и шибко нравилось там (ну тут есть масса его интервью, приводить просто - просто долго, да я думаю и не особо надо). и он об этом не стеснялся заявлять.
Кинчев - ну этот сразу был по мотивам многих, и конечно до БГ ему архидалеко. Последний куда как тоньше и талантливей в этом смысле.
Считаю ли я его пшиком в советской культуре... Тут наверное всё расставит окончательно по местам время, ведь даже его наиизвестнейший "Город золотой" - это творение одного ленинградского эстета начала 70-х после прослушивания канцоны для лютни советского лютниста Владимира Вавилова, выпущенной в 70-е на пластинке под именем итальянского композитора Франческо да Милано (ну, там конечно есть вариации авторства самого де Милано, но не суть) просто им исполненное. Так что вот так, пару БГ-шных ранних "хитов" я уже описал - и те кто узнал суть БГ (я о более ранних любителях творчества) были очень этим разочарованы в своё время. Так что БГ - это всё-таки пример такого далеко не удачного воспроизведения на русском его любимых исполнителей. Не думаю что такое "творчество" - это явление оставляющее какие-то следы в нашей культуре. но сие опять же - моё личное мнение.

БГ любит себя одного и это слышно в каждой его песне. Никого больше. А ненавидеть он не умеет. Для этого сила и воля нужна. Да и дискомфортна ненависть слишком. А дискомфорт — как-то это не по БГ.

Чтобы предвосхитить обвинение в голословности: я очень хорошо знаком с творчеством Борис Борисыча, начиная с 90-х годов. Может, раньше он был иным, что дюже сомнительно. Но БГ обозначенного мною периода - именно таков.

И да ещё: я не говорю, что его творчество мне не нравится. В нём много интересного для меня, а одну песню я считаю гениальной. Но все его заслуги — в области стиля, атмосферы и подачи. В плане текстов и музыки это даже не вторично, а где-то на десятой степени.

Заитриговали про гениальную песню)) скажите ,какую?

"Капитан Воронин"

Его творчество никогда не цепляло, чувствовалась какая-то фальшь.

Джазовый музыкант А.Козлов очень интересно писал о связи происходящего в мире и музыки. Ссылку навскидку не нашёл (

А, вспомнил, была такая в журнале "ИН/Аут"! Он там говорил о том что художник не может не преломлять реальность сквозь призму своего сознания в процессе творчества, я даже когда-то давным-давно даже писал об этом.)))) http://nihga.livejournal.com/tag/Козлов - вот тут.))) Теперь кажется довольно наивной штукой (это я о своей заметке)))).

Edited at 2014-03-27 08:22 am (UTC)

Да-да, что-то там было про становление культуры хиппи, рок, тяжёлого металла, связанное с различными событиями (в т.ч. войнами).

Был как-то на большом концерте А.Козлова, где он рассказывал о своей жизни и творчестве.
Столько грязи вылил на наш славный и трагичный период истории, что ей-богу, лучше бы просто играл.

Не может он иначе, не может. Диссидюги - они все одим миром мазаны.

Да уж, точно так...

ну вот и до БГ добрались...

Спасибо! Будем знать, что к чему))) Сейчас очень многие громкие когда-то рок-идолы молодежи 80-х с громким треском обрушиваются с пьедесталов. Уже от нескольких знакомых слышу: "чтоб я хоть ногой на концерт Макаревича/Шевчука...", особенно после Марша мира 15 марта. А БГ хоть как-то обозначился по отношению к маршу капитулянтов (типа Марш мира) или к украинским событиям? Или может быть, к болотной "революции" 2011-12?

Была когда-то передача по СТС со Шнуром, про советскую и русскую поп и рок-музыку. Так он там сказал по поводу песни Цоя "Перемен" из фильма "Асса" что-то вроде "Да каких-там перемен они хотели? Они хотели кататься на фуникулерах, отдыхать с красивыми девками и играть свою музыку".

Н-да... "Прекрасно-с"... Вот эти строки Борис Борисович видимо не знает:

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство,
И дышит почва и судьба...

И мазать тем из чего слеплена его внутренняя суть уже умерших своих друзей (именно!!!) не боится, хотя уже пережил шунтирование. Вот такой херни я за ним не знал, спасибо за информацию...

Потому и песен не стало, что несмотря на цензуру в СССР обстановка способствовавшая творчеству. Что бы там либералы ни говорили о советском застое-дефиците, от фактов не уйдешь: свободного времени у людей было больше; не было нужды тратить это свободное время на выживание и приспособление к жизни; потребление не пропагандировалось, а значит из потребления не делалось культа и свободное время люди не тратили на потребление; возможности заниматься тем, к чему душа лежит, не зависела от доходов и были широки (масса кружком-студий-секций и т.д.

Отчасти - и это в том числе.

Не, не, это Шнур сказал, не БГ. А про БГ я читал как-то у Летова, что он (БГ) по началу слизывал темы у Fairport Convention, английская фолк-рок группа. И вообще паразитировал на том, что советский слушатель был плохо знаком с западной музыкой, коей просто море.

А, Шнур! Ну этот, этот вообще о Цое молчал бы.

Да, Шнур - уже чисто коммерческий. Что он там, виагру рекламирует?

Аликапс.))))))))))))

Там не о Цое речь шла, а в целом обо всех банананах. И о том, что песня Цоя в конце фильма ни к селу, ни к городу. И я согласен с ним. Шнур вообще груб, но не так прост, как кажется.

Ага, вот теперь я смысл вашего первого понял.)))) А то там и так и эдак можно понять. Шнура - всё равно достаточно продажный тип, дитя архаизированной современности, блин...(ну вот не выношу и всё!) И уж кому поколение 80-х хаять за конформиз и мещанство, так уж никак не ему! Те хоть песни какие-то наклепали...

Статья замечательная. Большое вам спасибо. У самого подобное отношение к данным музыкантам.

Пожалуйста.)))))))))))

  • 1
?

Log in