И вечный бой, покой нам только снится, сквозь кровь и пыль, летит степная кобылица и мнёт ковыль...

Previous Entry Share Next Entry
Последние кости
nihga


Вот очень не хочется быть эдаким "явсегдабудупротив" как плохой цепной пёс гавкающим на всё, что производит наша современная жизнь в виде массовой и не массовой культуры. Хотя тут речь пойдёт о явлении именно маскульта. Ну, конечно, в принципе сама массовая культура это изначально примитив и что-то прожёванное, переваренное, вышедшее наружу и только после этого положенное в рот массовому зрителю под видом "искусства". И потому ждать от неё чего-то, сродни какой-нибудь "Гибели богов" Вагнера - глупо. Тем не менее раньше, ещё во время не прекратившегося исторического развития (года эдак до 1991-го), она что-то как-то ещё несла, а уж если говорить про отечественную массовую культуру времён СССР, так нынче некоторые образцы "искусства элитного" (и не только российского) не лежат рядом даже с тогдашним ширпотребом. Что же говорить про сегодняшнюю культуру массовую? Вот и получаются сами собой одна ругательная заметка за другой. Однако просто ругать - это глупо и бесперспективно и потому я, насколько это возможно, всё время пытаюсь давать какой-то анализ разнообразных современных феноменов в культуре (в т.ч. - массовой). Это нужно и в том числе потому, что ежели мы хотим вылазить из той ямы культурного, метафизического и прочего регресса (а мы - хотим, верно? Иначе зачем Вы эту заметку вообще читаете?), куда нас бесцеремонно в начале 90-х затолкнули при нашем же молчаливом одобрении наши "элитарии", нужно понимать почему всё именно так. Чтоб в дальнейшем каких-то таких повторений избежать и нащупать верный путь нового патриотического искусства - извините, конечно, за несколько излишний пафос.

В общем мне тут "посчастливилось", благодаря коллегам по работе, немного лицезреть сериал "Последний мент" на 5-ом телеканале. Ещё когда шла реклама данного сериала - год назад по-моему, я обратил внимание насколько она безапелляционно манипулятивно построена. Понимаете, из рекламы создавалось впечатление, что сериал построен на песнях группы "Кино" - корневых и даже самоидентификационных для нескольких поколений отечественных телезрителей в возрасте от 30 до 50 лет, которые явно предполагались создателями сериала в виде целевой аудитории. Плюс, тоже в этих же целях и для этих же возрастных групп зрителей, несколько поистаскавшаяся физиономия "антикиллера" Гоши Куценко, который делал в своё время этого самого героя фильма "Антикиллер", как эдакий обиженный в 90-е жизнью простой и справедливый, неподкупный советский милиционер. Почти мистический преемник майора Томина (кто не знает - персонаж популярного многолетнего советского телесериала "Следствие ведут знатоки", только тут нужно и крайне важно оговорится, что это не сериал в понимании западном, не "мыльная опера"), раздавленный беззаконием 90-х, но не сломленный и наводящий справедливость уже новыми средствами - теми которые оправдывают цель, говоря языком иезуитов. То есть - любыми. Ну, собственно какое было время такие были и герои, так что удивляться тут тогда (да и теперь тоже) было нечему, однако это было очень странное, несочетаемое сочетание борца за закон и порядок, которые следовал для этого путём хаоса и беззакония.

При этом содержание сериала "Последний мент", очевидно изначально предполагалось абсолютно неважным. Это обыкновенная телесериальная (именно в смысле "мыльной оперы") и вторичная по отношению к Западу, который тут законодатель мод, жвачка. Ещё одна далеко не самая лучшая вариация на тему "улиц разбитых фонарей", вторичная, убогая и до невозможности набитая всяческими штампами и банальностями. Важна была только привязка песен "Кино" и образа "антикиллера" ко всему этому убожеству - причём даже она (привязка), это тоже довольно стандартный сюжет о человеке впавшем в кому и потому оставшемся в прошлом на таком количестве лет, которое удобно создателям для воплощения их замысла. И в случае "Последнего мента", это диковатый "антикиллер" Куценко, который всё ещё живёт 20 лет назад и всё современное как-бы судит сквозь призму тогдашнего времени (хотя это у создателей получается мягко говоря не очень...), а потому тут тоже как-бы правомочны песни Цоя. Ходит по современности эдакий динозавр-мент набитый ещё совковой музыкой и ко всему нынче относится с некоторым презрением и недоверием. Хотя, конечно, оно ему в принципе, нравится (ну ещё бы! Ведь "У нас, чтобы ни случилось - всегда праздники, праздники!..."(с))

Говоря короче, создатели "мента", которых всё нынче вполне устраивает, видя, что их телеподелки начинают терять рейтинг, а значит доходность от рекламы - а деньги это их истинный Бог, начали активно эксплуатировать старые образы из времён, когда ещё не торжествовала превращённая форма пожирающая своё содержание. И взяли для этого, беспроигрышный, как им показалось вариант - песни Виктора Цоя. Ведь множество людей вышеозначенного возраста, сегодня, чувствуя пустоту и холод времён внеисторического безвременья - то есть то, что мы по привычке почему-то называем "современностью", стали пытаться соединиться с тем смыслом и тем историческим огнём, которые их когда-то в юности грели и которые звучали для них в песнях Вити - нашего последнего героя. Вот множество таких своего и около того возраста людей вижу вокруг, а уж 15-го августа сего года песни Цоя звучали больше чем из половины едущих мимо меня авто...

В итоге, фильм, который мне на днях наконец "посчастливилось" лицезреть, выглядит точно так как в рекламе: это какой-то видеоряд о банальных приключениях "последнего мента-антикиллера", видеоряд который вообще ничего по сути своей не значит, единственное внимание к которому привлекает настоящая музыка группы "Кино" родом из настоящего времени. Конечно, создатели не идиоты и понимают, что одна группа "Кино" быстро всех задолбает, т.к. сериал вроде как не про песни Цоя, а про "последнего мента", а потому меняют порой звучащую за кадром музыку на другие позднесоветские рок-группы, "Чай-ф" например, но это только подчёркивает значимость песен Вити и незначимость тут всего остального.

Вообще, это не "новый удачный ход". Такого рода большие фильмы-видеоклипы снимал ещё ныне покойный режиссёр Алексей Балабанов, вспомним обоих "Братьев". И сам, тоже ныне покойный, Бодров-младший со своими "Сёстрами" тут недалеко ушёл. Это было одно из удачных направлений кино в конце 90-х о котором нужно говорить отдельно. Но тогда ещё содержание играло какую-то важную роль и вот, скажем, фильм "Брат", при всей крайней проблематичности в сфере моральной, это всё равно почти религиозная притча о судьбе первого послесоветского поколения. И даже туповатый боевик с песнями групп с "Нашего радио" "Брат-2", он хотя бы о каком-то минимальном воздаянии за грехи и жизненном сущностном выборе говорит. С очень своеобразных позиций, конечно. А вот "Последний мент" - это уже продукт совершенно разложившегося времени и размытых моральных норм и ценностей. И тут уже можно гнать полнейшую и пошлейшую туфту прямо в глаза, прикрывая всё это в нужных, по мнению создателей, местах, песнями Цоя к месту и не к месту. Типа, с этими песнями телезритель всё что угодно "схавает". И, надо признать, что частично эти ребята могут радоваться - часть людей кушает эти "Улицы разбитых фонарей" с "антикиллером"-главным героем под песни Цоя...

И очень показательно, что сам ныне покойный Балабанов, вполне себе понимал, что нельзя эксплуатировать один и тот же удачный ход, да и скучно это, ежели ты вроде как творчеством пытаешься заниматься. Сразу оговариваюсь, что у меня очень тяжёлое отношение к данному режиссёру, снявшему в том числе и "Жмурки" - фильм почти фашистской жесткости и ненависти, и "Люди и уроды" - фильм о скотском в человеке как определяющем. Да и смотреть бы тогда это не стали, а нынче, когда кризис смыслов, усугублённый в своё время в том числе и вышеназванными фильмами покойного режиссёра Балабанова, разросся до невероятных размеров и никто уже просто ничего нового придумать или скопировать с Запада (где та же самая ситуация) не может, выхолощенные созданным ими самими этим кризисом телережиссёры просто и тупо клепают таких вот "последних ментов", где вообще, никакое содержание кроме песен Цоя - неважно.

Такие вот времена и такие "творцы" образца этих времён, а также их "идейный, моральный и идеологический посыл" - то есть совершенно никакой, т.к. он есть только в песнях Вити, имеющих очень малое отношение к тому, что творится под них на экране. И тут очень поражает наглость и цинизм с которым создатели впаривают нам это не моргнув глазом. Интересно, что там в фильме, был анонс "Последнего мента-2" и в нём создатели пошли ещё дальше, причём буквально дальше хронологически. То есть теперь там будут песни Высоцкого и по-моему старые песни Никитиных. Такое вот у них "развитие" сюжета... В общем жутко это всё, раз они уже ничего банального даже не могут создать и выдумать, что же говорить об искусстве передовом, если о таковом сегодня вообще можно говорить как о чём-то живом? И кто будет создавать это передовое? Создатели "Последнего мента"!? Не говоря уже о том, что передовое рождается из связи с традицией, а какая может быть традиция у западного образца "мыльной оперы", которая просматривается массово только из-за использования старых, пусть и очень хороших песен? А всё вокруг медленно, но верно превращается в такого рода "мыльную оперу". И что это за общество, где такого рода манипуляционные трюки проходят запросто? Всё очень и очень плохо, дорогие товарищи, друзья, братья и сёстры. Очень и очень плохо. Уничтожено и съедено в плане культуры, за эти 27 постперестроечных лет, практически всё, и мы догрызаем, как показывает "Последний мент", последние косточки. За этим грядёт пустота...


promo nihga june 6, 08:03 4
Buy for 100 tokens
Без шороха и стука, не грея, не горя, В мир тихо входит скука, и дни проходят зря, Не хочется работать, и даже – пить и есть, Всё только лень-зевота, желанье спать прилечь, Грозит безумьем скука, ужасным смертным сном, Бессильны тут наука, и медицинский дом, И не помогут…

  • 1
@Иначе зачем Вы эту заметку вообще читаете?), куда нас бесцеремонно в начале 90-х затолкнули при нашем же молчаливом одобрении наши "элитарии"...

- Нас кто-то спрашивал? И мы/Вы одобряли?..

А что, кто-то протестовал, да? Там так-то даже к Дому Советов 4 октября очень мало людей пришло, не то, что про культуру чего бы кто вякнул... Так что - молчаливо одобряли.

Еще как протестовали. Вспомните - 70 с чем-то процентов "протестовали" - на референдуме - против распада СССР.

Не может народ без гегемона (организующей и направляющей) быть субъектом. Это хорошо, что в 1917-м "была такая партия" (Ленин etc). Которая к перестройке сплыла...


А что же они когда их мнение растоптали на улицы не вышли? Это их законное и суверенное право вообще-то - право на мирный протест. А я скажу почему - колбасу по 2-20 хотелось жрать палками, а им сказали, что при капитализме так будет. Вот и не вышли, всё кормушку свою ждали...
Счастье что в 1917-м народ ещё был народом а не населением ждущим только неуклонного и полного удовлетворения материального благосостояния трудящихся.... А субъект, передовой класс, нужен, без него класс себя как класс не осознает и действовать не начнёт, это - да.

"Счастье что в 1917-м народ ещё был народом а не населением..."

Счастьем было то, что как я уже указал выше, в стране оказался/нашелся/вырос Ленин. Ну и условия окружающие соответствующие - 10 миллионов крестьян (в основном) в окопах. Ну и февральский переворот/революция/.

Что же касается народа и его желаний, то я бы не обвинял его в колбасном жлобстве. "Радио тысячи холмов" - никуда не денешься. При зыбком интеллектуальном фундаменте. Но это не вина народа, а его беда. Но об этом у Семина...

Ленин - бесспорно великий человек, правда вопрос о роли личности в истории - это отдельная тема. Потому вопрос что тут первичнее - массы которым Ленин протранслировал через себя некую новую Благую весть или субъект Лениным руководимый (ВКП(б)) наверное и не очень важен. Эти факторы сошлись - результат 1917 года известен, и результат 1993-его, когда такого народа уже не было и политического субъекта уровня ВКП(б) не нашлось, тоже...

Ваше право не обвинять население позднего СССР в мелочном мещанстве, но факт колбасного потреблятства как его основной идеи, уже в обществе конца 60-х, это не отменяет. Сёмин - да, есть такой журналист.

"Ленин - бесспорно великий человек, правда вопрос о роли личности в истории - это отдельная тема."

- Почему же отдельная? Есть в марксизме такой раздел "роль личности и масс в истории". Представьте, что на месте Ленина оакзался бы... Ну, например, Горбачев. Ельцин... Я имею в виду отнюдь даже не 17-й год. Ленин создал партию, боролся за партию и ее членов (вспомните раздел на большевиков и меньшевиков), и только потом эта партия смогла удержать Россию.
Не-а, они бы не оказались. А когда оказались - то и получили. Потому как Ленин не "великий человек", а гениальный ученый вооруженный материалистическим научным мышлением. В данном случае касаемо общественных процессов.
А Вы видели у этих болванов хотя бы одну толковую брошюрку?..

Семин тоже не "такой журналист". Это один из нескольких (буквально) людей (сегодня), который ухватил за то "главное звено", о котором говаривал Ленин. И призывает он... "идти в библиотеку" и "учиться, учиться, учиться" (в ютубе у него предостаточно материалов...).

Да, если по нашей теме, случайно наткнулся в ютубе на ролик Проханов-Бушин (https://www.youtube.com/watch?v=ICnexe9trzg), в котором последний почти отвечает на нами рассматриваемый вопрос потреблятства. Но это так, случайно...

Что ж поделаешь (если о потреблятстве)- так устроен человек: и биологически, и "умственно". Если последним - социализацией никто не занимался или занимались не так, то... то получим эту самую "тысячу холмов". Об этом подробно рассказывает мозговед Сергей Савельев. Сам, кстати, являясь ходячим примером своего рассказанного. Но некоторые профессиональные вопросы достаточно интересны в его изложении.









"Есть в марксизме такой раздел "роль личности и масс в истории"" - я не классический марксист. И кто был бы Ленин бы партии большевиков? А Ельцин и Горбачев - вообще-то производная от советского проекта в основе которого идеи Ленина и Сталина. Увы и ах... и брошюрок у них может и не было,но свои политические цели - вполне чёрные, на мой взгляд они реализовали - и это тоже факт.

Сёмин - ну а вот у меня к нему совершенно другое отношение, так таки - это журналист. Не без претензий, конечно, но там есть свои нюансы. Нравится он Вам - ради Бога.

По ролику - вот смотрите, а я Вам ничего не предлагаю посмотреть, т.к. это несколько было бы неуважительно по отношению к Вам с моей стороны, не говорить от самого себя.

С "мозговедом" данным я не знаком и знакомиться поле Ваших описаний - никакого желания нет. Не верит он в людей, Ваш Соловьёв и Вы сами тоже. А вот Ленин тот же - верил в Человека, в то, что это обусловленное не только физиологией и социологией существо, а нечто большее.

Edited at 2017-08-31 08:09 pm (UTC)

"И кто был бы Ленин бы партии большевиков" - а кем бы она была без него? Ее бы просто не было. Как и революции.

"А Ельцин и Горбачев - вообще-то производная от советского проекта в основе которого идеи Ленина и Сталина" - в основе того проекта о котором говорите Вы идей Ленина со Сталиным нет

"Сёмин - ну а вот у меня к нему совершенно другое отношение... Нравится он Вам - ради Бога" - а при чем здесь "отношения" и "нравится" - важно что и как человек мыслит/излагает.

"По ролику - вот смотрите, а я Вам ничего не предлагаю посмотреть, т.к. это несколько было бы неуважительно по отношению к Вам..." - да я вообще-то без всякой задней мысли. Если Вам предложат посмотреть понравившийся филь, например, - это неуважение. Странная реакция как по мне.

"С "мозговедом" данным я не знаком и знакомиться поле Ваших описаний - никакого желания нет. Не верит он в людей, Ваш Соловьёв и Вы сами тоже" - Савельев. Соловьев - это другой Шапиро. Насколько я понял из Вашего поста, не верите в людей Вы, обвиняя их в колбасности, я же напротив, людей в жтом не обвиняю (зная, что человек и биологическое и социальное), а солидаризуюсь с Семины в том, что нужно учиться и учиться. Чтобы не смотреть на мир неграмотными глазами.


"кем бы она была без него? Ее бы просто не было. Как и революции" - как раз согласно марксизму, если я всё правильно помню, история бы выдвинула другого лидера - это неизбежно, т.к. по марксизму колесо истории невозможно остановить...)

"в основе того проекта о котором говорите Вы идей Ленина со Сталиным нет" - сильно. Оказывается они тут вообще не при чём. Наверное, Николай 2 СССР создавал...

Про Сёмина я Вам уже не раз написал, что мне не близка его позиция и то, что он излагает. Раз Вы это не поняли - ещё раз сообщаю Вам это.

"Странная реакция как по мне" - ну если для Вас странно, что Вы вместо того, чтобы сами что-то сказать кидаете мне ссылку - на, дескать, посмотри, чего с тобой непосвящённым разговаривать, считайте так. Это же не Ваш фильм и не Ваше его понимание - а я общаюсь с Вами, живым конкретным человеком, а не с Прохановым или Сёминым.

"Насколько я понял из Вашего поста, не верите в людей Вы, обвиняя их в колбасности" - Вы неправильно поняли.

Edited at 2017-09-01 07:29 pm (UTC)

"история бы выдвинула другого лидера - это неизбежно, т.к. по марксизму колесо истории невозможно остановить...)-

- "Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе"

"Наверное, Николай 2 СССР создавал..." - как ни странно, и Вы недалеки от истины. Откуда ж бы он (СССР) взялся, если кругом была идилия?




Нет, так Вы за марксизм или таки как?

Ну, ладно, раз у вас создатель СССР могильщик Российской империи Николай 2 - ладно. Надеюсь только, что это не сёминские а лично Ваши мысли...

"Нет, так Вы за марксизм или таки как?" -

Я за научное познание мира. В том числе и общественных процесов. Законы которых и открыли классики.

"Ну, ладно, раз у вас создатель СССР могильщик Российской империи Николай 2 - ладно. Надеюсь только, что это не сёминские а лично Ваши мысли..."

- Это была ирония. Хотя мир так устроен, что умирающие становятся гумусом для жизни новой.
Что касается Семин, то он против личностных вещей, а стоит на марксистских позициях системности(наличие классов, классовой борьбы etc). И, в частном случае, на ленинских: призывая народ "в библиотеки" и учиться, учиться и учиться. И более ни к чему.

Мои же мысли сформировались поранее семинских, так что я попросту могу только констатировать, что товарищ "идет верным путем". Хотя мог спокойно скурвиться и стать малахов и т.п.



Ну таки кто же против науки-то?

Аааа, ирония.... Ладно.

Это хорошо, что Сёмин зовёт людей учиться, нельзя не признать. Но мне так-таки от этого его позиция ближе не становится и насчёт "верного пути" - это вопрос спорный.

"@Это хорошо, что Сёмин зовёт людей учиться, нельзя не признать. Но мне так-таки от этого его позиция ближе не становится и насчёт "верного пути" - это вопрос спорный." -

Не понял - "учиться" - не верный путь? В даннгом случае у классиков. А каким же ему путем идти? Кроме того он не только учится, но и снимает - в рамках возможного (на ТВ) и более откровенно в других местах. Возьмите его (со Спицтным) "Последний звонок". Короче говоря, он делает то, что должен делать публицист в частности - не тупо кричать "караул", а показывать, доносить - на классовой платформе промежду прочим.

Вы опять не поняли фразу, а строите на этом свои умозаключения. Очень оригинальная позиция - дёргать слова из контекста.

(Deleted comment)

Ой-вэй, всё как обычно!

Первое: "Из Вашего контекста я ничего не вырывал"

Вырывали-вырвали, т.к. "верным сёминским путём" при этом я не могу называть фразу "учиться, учиться и ещё раз учиться", к которой тут адресуюсь, т.к. - это утверждение принадлежит не Сёмину, а Ленину. Я думал это Вы знаете, это Вам - как мне казалось, разъяснять не надо.

Второе - то, что Вы сёминские позиции не затрагивали - ну и Бог с Вами, а я вот затронул и что-то Вам об этом сообщил. Вы видимо просто не уловили...

И третье, хамить у меня в журнале я никому не позволяю, даже себе любимому. Это - Вы у себя где-нибудь, в журнале или соцсетях там где Вы "шибко грамотно рэволюционизируете" изо всех сил... Потому всего Вам доброго.

Edited at 2017-09-06 06:50 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account