И вечный бой, покой нам только снится, сквозь кровь и пыль, летит степная кобылица и мнёт ковыль...

Previous Entry Share Next Entry
8 и 1/2 слов об одноимённом фильме Феллини
nihga


Когда-то, лет восемь с половиной примерно назад, такой неоднозначный персонаж как Садальский написал в своём блоге, что Феллини и его "Сладкая жизнь" с "8 1/2", дескать, "устарели", "время то ушло" и всё такое. На тот момент я не понимал, что Садальский иначе просто сказать не может, ведь если так не говорить, то оба этих фильма очень много говорят про внутреннее содержание и регрессивную деградацию данного персонажа со времён, когда эти фильмы ещё казались ему актуальными. А чтоб признать такие вещи, надо таковым (регрессивным и опошлившимся донельзя) не быть. Теперь же это ясно просто как божий день. Но речь совершенно не о Садальском, Бог с ним. Речь как раз об одном из этих фильмов, т.к. Феллини - великий мастер кино и благодаря той заметке Садальского, я пересмотрел тогда некоторое количество его (Феллини) фильмов. Кстати, уже тогда я был с Садальским совершенно не согласен. Но благодаря тому, что творчество итальянского мастера кино - это произведение искусства, в нём постоянно можно открывать какие-то новые грани. И вот, на днях пересмотрев "8 1/2" ещё раз, я решил поделиться своими самыми свежими впечатлениями - может кто заинтересуется и ещё и сам фильм посмотрит. Поверьте, оно того стоит, особенно на фоне сегодняшней пустоты, исчерпанности и крайней пошлости царящих в мировой киноиндустрии.

Вообще, честно, о фильмах Феллини как правило трудно говорить, потому что они настолько глубоки, насыщены, многомерны и многозначны, что в попытке кратко их пересказать или написать просто небольшое эссе, как правило получаются только какие-то обрывочные мысли и что-то, как правило самое главное, что хотел сказать нам великий мастер итальянского кино, вечно оказывается даже не упомянуто. А писать какую-то серьёзную критическую статью, особенно после того как сам автор в данном фильме постоянно, после определённого временного отрезка, показывает очень занудного и крайне въедливого кинокритика, который критикует то сценарий, то уже показанное до этого места в фильме (и, между прочим, этими своими заметками вечно не к месту, однажды так "достаёт" режиссёра, что последний даже проводит над критиком символическую казнь), мне кажется несколько комичным. К тому же в таком разе всегда возникает вопрос Чацкого: "А судьи кто?". Поэтому, я всё таки попробую написать просто такое небольшое своё впечатление от данного, действительно шедевра мирового кино, и именно в виде эссе.

Ну наверное, это всё-таки лучший фильм Феллини. Один из самых тонких, сложных, и ироничных. Он смотрится буквально на одном дыхании при очень и очень непростом содержании. Хотя вроде бы самое главное тут - это снова жизнь и судьба человеческая, её смысл. А также - её величество Любовь, как именовал её когда-то Вольфрам фон Эшенбах, любовь как неотъемлемая часть и двигатель этой жизни, как то, что не только берут, но и как то, чем просто невозможно делиться. Герой в итоге, после своего символического самоубийства, воскресая, научается любить (это его главная проблема, как говорит ему его Муза, актриса Клаудия). Любить в самом широком и объёмном смысле. Это такое его преодоление кризиса, его (героя) развитие, его может быть самое важное достижение.

Само название 8 1/2 - это порядковый номер картины в творчестве режиссёра. Собственно сюжет таков (очень ёмко написано, потому беру отсюда цитату): Режиссёр Гвидо Ансельми собирается снимать свой очередной фильм. Предыдущий его фильм был успешен, и продюсер надеется, что новая картина принесёт не меньше прибыли. Миллионы потрачены на декорации, выписано множество актёров, сценарист готов приступить к работе. Но Гвидо находится в творческом тупике и ищет источники вдохновения. Причины кризиса — разочарование в жизни и любви. Продюсеры и киностудия требуют начинать съёмки, а в сознании режиссёра будущая картина никак не может сложиться в единое целое.

Но сюжет тут - это только своеобразный скелет, на который нанизано главное: творческий и душевный кризис главного героя, его сомнения и раздумья, его работа и его отношения с противоположным полом, его детские воспоминания и разнообразные впечатления, его вера и безверие, вообще его жизненный путь. В общем - вся его жизнь в самом полном понимании этого слова. Это такое погружение в реальность, подсознание и бытие героя. Причём мастер делает это играючи, весело и очень живо. Кроме того, это очень откровенный рассказ о себе и своём творчестве, путешествие в мир героя из которого потом возвращаются как из космического путешествия. С оркестром, конечно.

Хочу сделать небольшое, но крайне важное отступление, про употреблённое мною выражение "мир героя". В нынешнем насквозь прогнившем от коммерции кино, часто, к месту и не к месту, упоминается выражение "вселенная" для описания той игровой реальности, которая в этих современных поделках, показана. Ну, например, "вселенная Марвелл". Это обозначает, что фирма "Марвелл", которая выпускает свои унылые и невозможные к просмотру без спецэффектов разного рода комиксы, для так и не повзрослевших детишек (многим из которых уже аж за 60 и их детей (и внуков)), на основе придуманной её сценаристами симуляционной псевдореальности, которая имеет какую-то общность. Какое-то мало-мальское единство. Обычно это только единство места, как правило, без положенных ещё классических двух - времени и действия, с какими-то однотипными и безликими "героями" (оно и понятно - на то это всё и постмодернизм). Последние называются героями тоже только формально, т.к. всё их преодоление встречающихся им в этой "вселенной" трудностей - это произвольный набор унылых и точно как и череда этих самых героев, однотипных, ввиду убожества фантазии создателей данных "шедевров", "сверхвозможностей". Всё. Псевдоразвитие как бы противоречия, чистый симулякр. Собственно потому человека тут, чем дальше - тем меньше, вот потому-то и смотреть это чем дальше - тем меньше хочется. Так вот, употребление термина "вселенная" в данных случаях - это типичное постмодернистское уничтожение данного слова, его размывание, превращение в пустой бессмысленный звук. Ведь на самом деле - самый правомочный для описания данного явления термин, это "симулякр", "псевдореальность" или просто "бред". А в фильме "8 1/2", Феллини именно показывает целый именно мир, полноценный мир, который есть в тоже время его собственный внутренний мир (потому что фильм "8 1/2" - это ещё и исповедь, и рассказ о творческом процессе - да, безумном и мучительном, но с неунывающим героем) и мир который его героя окружает. О свите, которая делает короля, в нашем случае - героя, и короле эту свиту делающем. Тут и бытие определяет во многом (но не во всём) сознание и сознание во многом (и тоже не во всём) определяет бытие. То есть всё как в нашей с вами реальной жизни, только не совсем так. Вернее совсем не так, но в этом то и сила великого произведения, что жизнь и впечатления от неё показаны в каком-то фантастическом виде и через эти невероятные, местами, образы, понимание её (жизни вообще), становится более полным.

Тут есть всё, даже загробный мир, являющиеся герою покойные родители и настоящее дантевское чистилище. В котором, пока души умерших очищаются, Гвидо позволено на миг подойти если не к самому Господу, то по крайней мере к его очень высокому заместителю, чтобы получить ответ на свой вопрос о том, что Гвидо не счастлив, что жизнь человеческая, её предназначение не в счастье: в мир не входят чтобы быть счастливыми, вне церкви нет спасения, вне церкви не спасётся никто... И как и положено, по левую рук тут же находится и Мефистофель, который как и положено ему, роется в грязи

Также, хочу отметить особо юмор мэтра. Про критика я уже сказал выше. Очень с юмором показан интрижка Гвидо с несколько вульгарной и недалёкой, но очень пышной и элегантной Карлой, в которой он ищет что-то очень простецкое, стихийное женское, чего недостаёт его интеллектуально насыщенной и тонко чувствующей супруге. Причём даже находясь в постели с Карлой, режиссёр Гвидо остаётся режиссёром и ставит их свидание как сцену в фильме: рисует Карле макияж, говорит ей реплики и показывает интонацию с какой их нужно произносить... Но апофеоз - это мечта Гвидо о гареме, куда он мысленно собрал всех  женщин которых он когда-либо просто даже желал, и откуда, по возрасту и потере женской привлекательности, отставленных женщин Гвидо переводят на верхний, пенсионный, этаж. Затем гарем начинает против этого бунтовать и Гвидо, по заветам Заратустры, усмиряет женщин плёткой. И ещё...

Но впрочем я увлекаюсь. Потому что получается тот самый подробный разбор кинокритика, о котором я уже писал выше, только со знаком "+". И если того критика символически казнили, то я не думаю что меня за это символически наградят, тем паче, что цель моя - совсем другая. Я делюсь своими впечатлениями от действительном об одном из лучших мировых фильмов с целью сравнить свои впечатления с тем, кто этот фильм смотрел, и с надеждой, что те, кто не смотрел - посмотрят (внизу встроено видео с Ютубе). И поняв данный фильм, получат истинное человеческое наслаждение от этого крайне современного и актуального (чтобы там Садальский не писал), ироничного, тонкого, умного, глубокого и отлично снятого фильма. Всем кто решится - приятного просмотра.




promo nihga june 6, 08:03 4
Buy for 100 tokens
Без шороха и стука, не грея, не горя, В мир тихо входит скука, и дни проходят зря, Не хочется работать, и даже – пить и есть, Всё только лень-зевота, желанье спать прилечь, Грозит безумьем скука, ужасным смертным сном, Бессильны тут наука, и медицинский дом, И не помогут…

  • 1
После такого замечательного введения надо посмотреть. Спасибо! -:)

Очень и очень рекомендую.

Посмотрел. Фильм красивый.
Пытаясь спасти эпоху модерна, Феллини ищет ответы на вопросы "где искать счастья", "в чём смысл жизни". Уже в самом начале фильма Феллини поднимает проблему атомизации людей. В Советском Союзе это было трудно понять. Сегодня и у нас такое повсюду.
Главный герой пытается найти ответ как спастись и в потустороннем мире, но не находит. По ту сторону жизни - лишь отражение мира живых.
Он спрашивает у Церкви. А ему говорят только, что человек живёт не для счастья.
Герой понимает, что привычный буржуазный мир рушится, но никто не знает как его спасти. Он говорит женщине: "Принимай меня таким, какой я есть". Но этого недостаточно.
Нужно принимать человека таким, каким он может быть. Лишь тогда человек сможет развиваться и вместе с этим обрести смысл жизни.

Edited at 2017-01-29 04:32 pm (UTC)

Хммм, я бы не сказал что Феллини спасает модерн, он скорее спасает человека. И он, видимо, делал бы так в любую эпоху, ежели бы в ней был такого рода кризис. Над буржуазным обществом же, особенно над элитой, Феллини просто потешается, помните, как вначале дряхлые элитные "валькирии" слетаются на воды? И не просто женщине он так говорит, а жене в конце, т.к. чувствует, что научился любить и повзрослел. Это тут самое главное, во всяком разе - на мой взгляд.

Фильм настолько красивый, что я не удержался и пересмотрел его. :-)

Посмотрю, спасибо за мотивацию.

Всегда пожалуйста. Конечно посмотрите. Отличная вещь.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account